История

 

 

Прочее

СРО в России: итоги года

С 1 января 2010 года в России была введена система саморегулирования взамен традиционному лицензированию. Теперь фирмам, занимающимся строительством или проектированием, нужно будет вступить в строительное сро или проектное сро. За 2010 год в России было зарегистрировано более 294 СРО, объединяющих компании, занимающиеся строительными и проектными работами. Более 70 проектных и строительных некоммерческих партнерств были переоформлены как СРО. Рассмотрим краткие итоги работы СРО в России: их положительное и отрицательное влияние на российский бизнес, проблемы введения СРО в строительство и другие сферы предпринимательской деятельности, а также влияние СРО, оказываемое на вступление России в ВТО.

СРО в России: позитивные и негативные моменты

Плюсы введения СРО в строительство и другие сферы:

1. Вступление в СРО позволяет получать разрешение на ведение проектных и строительных работ не через чиновников, а через СРО, что исключает бюрократические трудности и коррупцию со стороны чиновников. Теперь для осуществления своей деятельности таким фирмам достаточно вступить в СРО строителей или СРО проектировщиков.

2. Появление СРО в проектировании и СРО в строительстве исключает выход на рынок компаний, оказывающих некачественные услуги. Это обусловлено законодательными требованиями, предъявляемыми к участникам саморегулируемых организаций.

3. Вступление в СРО защищает компании от возникновения различных форс-мажорных ситуаций, поскольку при форс-мажорах участникам СРО выплачиваются компенсации из страховых средств и дополнительного компенсационного фонда СРО. В 2010 году ряд таких выплат был осуществлен. Поэтому в данном аспекте польза СРО была подтверждена.

Но есть и отрицательные моменты введения системы СРО в строительство и другие области российского бизнеса:

1. Неготовность российского бизнеса к вступлению в СРОсаморегулируемые организации. История нашей страны приучила бизнесменов не планировать долгосрочное развитие своих компаний, отдавая предпочтение краткосрочному планированию. Поэтому для них ежегодная выплата крупных членских взносов просто для того, чтобы иметь возможность продолжить работу, оказалась непосильной. ( Вступить в СРО, минуя уплату членских взносов, нельзя). Особенно это касается мелких компаний, поэтому правительством было принято несколько поправок к закону о саморегулируемых организациях (эти поправки мы еще рассмотрим в данной статье). Но проблема отсутствия дифференцированного подхода к крупным и мелким компаниям, желающим вступить в строительное сро или проектное сро, остается до сих пор.

2. Вступление в СРО, обязательное для всех, должно было очистить рынок от недобросовестных предприятий и фирм однодневок. Но в реальности это привело к появлению недобросовестных коммерческих СРО в проектировании и СРО в строительстве, принимающих в свои ряды компании, не соответствующие установленным требованиям. Вступить в СРО такого рода может даже компании, не отвечающие законодательным требованиям и исключенные из других саморегулируемых организаций за какие-либо нарушения. Чтобы исправить данную проблему, государство начало усиливать контроль за саморегулируемыми организациями.

Проблема дифференциации членских взносов в российских СРО

Вступить в СРО можно только при условии ежегодной выплаты членских взносов, сумма которых устанавливается руководством саморегулируемой организации. Изначально данная сумма была практически одинаковой для всех членов СРО строителей и СРО проектировщиков, вне зависимости от объемов работ (и, соответственно, объемов прибыли) компаний. В результате для многих компаний членство в саморегулируемых организациях оказалось невозможным по финансовым причинам. Поэтому руководство СРО начало искать решение задачи формирования разной суммы членских взносов для разных компаний.

Большинство руководителей саморегулируемых организаций решили, что оптимальным критерием для дифференциации суммы членских взносов является количество работ, допуск к которым имеет компания (чем больше количество работ – тем больше сумма взносов). От дифференциации на основании оборота компаний отказались, поскольку большой оборот не означает большую прибыль и, кроме того, проверка финансовой отчетности компаний не должна входить в сферу деятельности СРО строителей и СРО проектировщиков.

Проблема сокращений перечня работ, подконтрольных строительным и проектным СРО

15 апреля 2010 года вышел приказ Министерства регионального развития РФ, на основании которого был значительно сокращен перечень строительных работ, для выполнения которых необходимо вступление в строительное сро или проектное сро. Этот приказ оказался чрезвычайно актуальным, поскольку после введения СРО в строительстве и СРО в проектировании стала очевидной проблема необходимости корректирования перечня строительных работ, подконтрольных саморегулируемым организациям. С помощью данного приказа проблема была решена. Теперь из перечня подконтрольных саморегулируемым организациям работ исключены те работы, которые не влияют на безопасность при строительстве и которые осуществляются, как правило, мелкими фирмами, которым невыгодно вступление в саморегулируемые организации и выплата достаточно больших для них членских взносов. Из перечня работ были исключены: монтаж навесных фасадов, проведение внутри объектов инженерных коммуникаций и пр.

Саморегулируемые организации в России: влияние на вступление в ВТО

Введение системы СРО в нашей стране, безусловно, является одной из «ступенек», необходимых для вступления в ВТО. СРО уже давно и успешно функционируют в Европе и Америке и зарекомендовали себя в качестве эффективной альтернативы государственному регулированию предпринимательской деятельности. К сожалению, России понадобится время, чтобы саморегулируемые организации стали по-настоящему эффективными. Но, безусловно, введение системы саморегулируемых организаций поспособствует вступлению России в ВТО.

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.