История

 

 

Прочее

Подходы к пониманию переживания утраты близкого человека

Таким образом, категория «переживание» является широко используемой и наиболее дискуссионной в отношении ее определения с точки зрения различных подходов и школ отечественной и зарубежной психологии. Актуальность обращения к понятию связана прежде всего запросом практики, где данная категория является главенствующей.

Индивидуальная история человека насыщена различными событиями - «узловыми моментами и поворотными этапами..., когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» {12, с.218}. С.Л. Рубинштейн подчеркивает важность активности личности по отношению к обстоятельствам, самоопределения по отношению к внешним условиям и воздействиям.

Что же происходит, когда мы обращаемся к событию смерти значимого и близкого Другого? Что в этой ситуации можно предпринять и сделать? И какого самоопределения, какого решения и какой активности требует жизнь от человека в ситуации утраты?

Почти два десятилетия назад Ф.Е. Василюк сетовал на «отсутствие отечественных исследований и оригинальных работ по переживанию и психотерапии горя» {3}. Изменилась ли ситуация к сегодняшнему времени? Очевидным является факт - увеличение количества публикаций в данном направлении, о «качестве» и «оригинальности» говорить не просто, так как период накопления знаний, который мог бы привести к «качественному» скачку, пожалуй, не закончен. Это связано с тем, что долгое время данная сфера не касалась психологии, была отдана на откуп церкви и медикам, в арсенале которых собственные методы оказания помощи горюющему и свое понимание, как и к какому «итогу» должен прийти переживающий горе человек, перенесший утрату.

Начиная с 80-х годов прошлого столетия, отечественные психологи активно включаются в поиск ключевых категорий, объясняющих переживания человека после катастроф и стихийных бедствий, в исследовательскую деятельность и оказание психологической помощи (А.Б. Исаев, Е.С. Мазур, В.Б. Гельфанд, П.В. Качалов и др.). Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС послужили толчком к развитию кризисной психологии в Республике Беларусь.

Для уточнения основных категорий заявленной проблемы обратимся к словарям русского языка. «Утрата» в словарях трактуется как потеря, лишение или нехватка чего/кого-либо, что/кого человек имел и ценил {9}. Потеря может принимать разнообразные формы: потеря значимого любимого или ценимого человека, потеря части самого себя, потеря внешних объектов, потеря, связанная с развитием (Д. Перец). В статье мы остановимся на переживании утраты (смерти) близкого человека. Утрата вызывает комплекс чувств и состояний, доминирующим среди которых является горе.

«Горе» определяется «как беда, бедствие, несчастье, напасть, печаль, скорбь», а также как 1) глубокое душевное страдание, вызванное несчастьем, утратой и т.д.; 2) событие, обстоятельство, вызывающее глубокое душевное страдание, несчастье, беда {6}. Как мы видим, при описании состояния человека после смерти близкого употребляют как синоним понятию «горе» понятие «скорбь», что не совсем правомерно, так как «скорбь» рассматривается как поведение, обусловленное нравами и традициями данного общества, определяющими поведение людей после постигшей их потери. В отличие от скорби, горе выражается не в культурно обусловленных, а в физиологических и психологических реакциях {10}.

Несмотря на то, что эти понятия обсуждались в психологической литературе еще в начале XX века (З. Фрейд, К. Абрахам, М. Кляйн), систематическая разработка их началась лишь в 40-е годы прошлого столетия. На сегодняшний день можно выделить следующие основные подходы к переживанию утраты (смерти) близкого человека:

1. Переживание утраты как процесс изменения (трансформации) связи с умершим.
2. Переживание утраты как процесс, имеющий стадийную структуру и характеризующийся набором определенных симптомов.
3. Переживание утраты как последовательное решение психологических задач.
4. Переживание утраты как процесс изменений, происходящих на духовном уровне личности.
5. Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции».

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.