История

 

 

Прочее

Показатели ассортимента

1)         Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже.
Показателем широты ассортимента является коэффициент широты — Кш (форм.З):
Кш = Шфакт./Шбаз.,
где: Шфакт. — количество групп, подгрупп товаров, имеющихся в наличии в организации или выпускаемых промышленностью;
Шбаз,— количество групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в стране и представленных в Государственном реестре ЛС и изделий медицинского назначения.
Например, если среди ассортиментных групп товаров в аптечном учреждении имеется в наличии 3 (отсутствует медицинская техника), а возможно наличие 4 групп (см. классификацию), то:
Кш = 3/4 = 0,75
2)         Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью. Подвидами такого товара, как ЛС могут быть лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази, свечи и т.д.
Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полнот — Кп (форм.4):
Кп = Пфакт./Пбаз,
где: Пфакт,— количество наименований лекарственных форм одного J1C или одной фармакотерапевтической группы (ФТГ), имеющиеся в наличии в исследуемом аптечном учреждении;
Пбаз,— количество наименований лекарственных форм одного JIC или одной ФТГ, разрешенных к применению в стране.
В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптеки, спроса на JIC или ФТГ, находится в пределах 0,4-0,8.
3)         Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью, т.е. это варианты отдельных товаров. Под разновидностью ЛС понимают конкретные лекарственные препараты определенной лекарственной формы, дозировки, концентрации, фасовки и т. п.
Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг (форм.5):
Кг = Гфакт./Гбаз,
где: Гфакт.— количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, имеющиеся в наличии в аптечном учреждении;
Гбаз.— количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, разрешенных к применению в стране.
4)         Структура ассортимента — это количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Структура ассортимента рассчитывается как отношение отдельных групп к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент. Показатели структуры могут быть выражены в виде долей в процентах или долей от единого целого, т.е. от единицы.
Структура ассортимента Л С характеризуется долей отдельных ФТГ в общем количестве наименований ЛС, имеющихся в наличии (или реализованных) в аптечном учреждении. Доля отдельных ФТГ в ассортименте рассчитывается по форм. 6.:
Доля ФТГ(%) = (Афгг/Ао) х 100%,
где: Афтг — ассортимент ФТГ (количество наименований),
Ао — ассортимент общий (количество наименований).
Кроме того, долю каждой группы можно рассчитывать по товарообороту (форм. 7):
Доля % =
сумма продаж ФТГ
X 100%
общая сумма продаж
Также структура ассортимента JIC характеризуется долей продаж отдельных ФТГ в общем объеме потребления. Так, среди лидирующих групп в структуре ассортимента Л С преобладают антибиотики, сердечно-сосудистые, психостимуляторы, анальгетики, средства для лечения заболеваний органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
Устойчивость ассортимента характеризуется изменением показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемые временные периоды.
Формирование ассортимента организации предполагает его постоянное пополнение и обновление в соответствии с потребностями населения.
Обновление ассортимента — это замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей.
Обновление ассортимента происходит в двух направлениях:
1)         внедрение новых номенклатурных позиций;
2)         исключение из Государственного реестра устаревших товаров.
Степень (индекс) обновления (1о) — это доля новых товаров, введенных в продажу в течение последнего года, пятилетия или другого исследуемого временного периода (форм. 8):
1о = ш/М,      
где: ш — количество наименований новых товаров,
М — общее количество наименований товаров в ассортименте аптечного учреждения или разрешенных к применению в стране.
Чем выше 1о, тем обновление считается лучше.
Для характеристики ассортимента аптечного учреждения может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛС.

Спонсор статьи предлагает личностный рост и cаморазвитие при углубленных занятиях рейки


 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.