История

 

 

Прочее

ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Информация и знания - в постиндустриальном обществе стали определяющим фактором развития национальных экономик, предприятий, личности. Знания представляют большую ценность и обладают большим могуществом, чем природные ресурсы, гигантские предприятия или солидные счета в банке. Интеллектуальные фонды все чаще вытесняют физические и финансовые фонты в качестве основных факторов производства. Современным компаниям требуется на 20% меньше материальных фондов, чтобы произвести продукцию на 1 доллар, чем тридцать лет назад. То же самое можно сказать и об оборотном капитале. Именно уровень интеллектуального капитала определяет успех компании в условиях современного рынка. Трудно дать краткое определение интеллектуальному капиталу. Это и сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. В это понятие входит и обучение плюс интуиция разработчиков, придумавших новое изделие; и рационализаторское предложение рабочих, направленные на повышение производительности; и компьютерные сети, передающие информацию всем работникам организации, благодаря чему ей удается оперативно реагировать на изменения рынка; и деловое сотрудничество и обмен опытом между компанией и потребителями ее продукции; и прочные связи между ними, благодаря чему потребители вновь и вновь прибегают к услугам именно этой компании. Если выразить суть одной фразой то, можно сказать: Интеллектуальный капитал -это интеллектуальный материал, включающий в себя знания, опыт, информацию и интеллектуальную собственность способную создавать ценности.

Руководители многих Российских предприятий, в том числе промышленным и рекламно-производственным предприятиям, недооценивают способность интеллектуального капитала создавать добавленную стоимость. При существующем бухгалтерском учете инвестиции в интеллектуальный капитал не подаются достоверным подсчетам. Для более точного учета интеллектуального капитала нужно разделит его на три составляющие: человеческий, структурный, потребительский. Дадим краткое определение трем составляющим. Человеческий капитал это суммарные психофизиологические, интеллектуальные, моральные, физические, социальные, нравственные и другие способности человека приносить доход. Структурный капитал -это технологии, изобретения, данные публикации и процессы, которые можно запатентовать, оформить, а также стратегия и культура, структура и система, организационные правила и процедуры. Потребительский капитал это заказчики, покупатели, клиента все те, кто пользуется продукцией или услугами организации. Оценка каждого из трех составляющих интеллектуального капитала требует отдельного обсуждения, поэтому в рамках данной работы я затрону вопрос измерения интеллектуального капитала в целом. Расчета интеллектуального капитала соотношением рыночной и учетной стоимостью. Цену диктует покупатель, а не продавец. Вещь стоит столько, сколько за нее готовы заплатить. И значит, стоимость компании равна рыночной оценке ее акционерного капитала: цене одной акции, умноженной на число акций.

Простейший и далеко не худший способ определить стоимость интеллектуального капитала — подсчитать разницу между рыночной оценкой компании и учетной стоимостью основных фондов. Учетная стоимость, фигурирующая в балансах, равна сумме капиталовложений в основные фонды: землю, здания, технику, оборудование и так далее — минус начисленный износ. Но остаются две проблемы. Во-первых, рыночная оценка — непостоянная величина, она зависит о неподвластных администрации факторов. Во-вторых, есть немало свидетельств тому, что как учетная, так и рыночная оценки иногда искусственно занижаются. Занижение рыночной оценки бывает выгодно при покупке компании. Чтобы повысить достоверность и полезность этих показателей, нужно смотреть не на абсолютную величину, а на соотношение двух величин. Тогда можно будет сравнивать между собой однотипные компании или финансовые показатели одной и той же организации за разные годы. А так как внешние факторы типа процентных ставок или биржевой игры влияют на все компании одинаково, этот «фон» не мешает грубо подсчитать, насколько одна компания опережает другую.

Коэффициент Тобина

Приложив определенные усилия, можно вычислить и другую величину, более надежную, чем соотношение между рыночной и учетной стоимостью. «Коэффициент Тобина» был придуман лауреатом Нобелевской премии в области экономики Джеймсом Тобином, чтобы иметь возможность предсказывать инвестиционную политику компаний независимо от таких макроэкономических факторов, как процентные ставки. Тобин предложил сравнивать рыночную стоимость фонда со стоимостью его замены. Если «Коэффициент Тобина» меньше единицы, то есть имущество обходится дешевле предполагаемой замены, компания вряд ли станет тратить деньги на покупку нового — такого же. И наоборот, наверняка потратит на покупку, если замена обойдется дешевле. Помимо всего прочего Коэффициент Тобина, кое-что говорит об эффекте снижающейся доходности. Например, если он равен 2 (имущество стоит вдвое дороже потенциальной замены) свидетельствует о том, что компания извлекает из этого вида собственности большую выгоду и не ощущает на себе действия закона снижающейся доходности. Это говорит о том, что организация получать необычайно высокую прибыль благодаря тому, что у организации имеется нечто такое, чего нет у других. Неплохое определение могущества интеллектуального капитала! доход на капитал. Интеллектуальный капитал является определяющим фактором успеха компании, в новых условиях современного рынка. Методика учета прибыли от инвестиций, в интеллектуальный капитал, даст рычаг управления компанией который приведет ее к процветанию.

Автор: А.Н. Сетров, Чистопольский филиал ИЭУП По материалам сайта http://howard.su

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.