Брошенное армоцементное судно в Выборге — местная достопримечательность

Как-то раз мы оказались в Выборге и провели там почти неделю. За это время, конечно же, успели немного прогуляться по окрестностям. Разумеется, основной достопримечательностью является замок, но мы там уже когда-то были и в принципе мало интересуемся подобными местами. А вот судно из армоцемента, лежащее неподалеку, нас заинтересовало. Ну смотрите сами, какая классная бандура. Да еще и раскрашенная цветочками.

Армоцементное судно

Армоцементное судно

Выборгский замок

Выборгский замок

Кстати, раньше судно не было таким нарядным. Его расписывали все подряд и выглядело оно кое-как. А потом кто-то, видимо, решил исправить дело и разрисовал судно профессионально. Сейчас оно смотрится очень интересно.

Армоцементное судно, автор фото неизвестен

Армоцементное судно, автор фото неизвестен

Армоцементное судно

Армоцементное судно

Что же это за судно такое, кто его построил и почему оно вот так брошено. Вот что удалось найти в интернете:

Этот корабль называется «Бриз». Был построен он в 1975 году, причем не в СССР, а аж на Кубе, в городе Изабелла. Строили его для рыбфлота СССР.

Сделан он из модного в те годы материала – армоцемента.

Впервые использовать армоцемент для строительства судов стали как раз в середине прошлого века. В 1943 году итальянский инженер-строитель Пьер Луиджи Нерви спроектировал и построил морскую парусную яхту «Неннеле». Обшивка яхты толщиной 12 мм была армирована семью слоями металлической сетки с ячейкой 10х10 мм, закрепленными к проволочным стрингерам диаметром 6 мм. Для корпуса был применен пуццолановый цемент.

Опыт эксплуатации показал, что корпус армоцементного судна может круглый год находиться на плаву, не требует ежегодного ремонта для поддержания водонепроницаемости обшивки, как это требуется для деревянного судна, или предохранения от коррозии в случае металлического. Необрастающие краски держатся на армоцементе очень устойчиво. Стоимость постройки яхты составила около 70% стоимости деревянного судна.

Технологию признали перспективной. В 1961 г. промышленным производством армоцементных катеров начали заниматься в Англии. И дальше пошло-поехало…

Видимо, решили попробовать такие суда и в СССР. В Викимапии пишут, что в рыбколхозе вблизи города Выборг таких армоцементных судов было еще три штуки. Рыбколхоз находился в самом начале Сайменского канала. Там на берегу эти суда стояли на стапелях.

Особенностью судна были: армацементный корпус, возможность ходить под парусом, неограниченный район плаванья, мокрый трюм для хранения живой рыбы.

Вплоть до 90-х годов Бриз работал в рыбколхозе под Выборгом. В 1989-92 годах его арендовали для проведения подводных археологических экспедиций совместно с институтом материальной культуры российской академии наук.

В ночь с 13 на 14 января 1993 года корабль затонул.

В интернете пишут, будто когда «Бриз» был поднят, то обнаружилось, что все 4 кингстона были открыты. И это, возможно, говорит об умышленном затоплении корабля. В трюме отсутствовал бытовой холодильник «Стинол», что позволило сделать вывод, что редкое судно утопили ради холодильника.

Хотя, как-то нам написал очевидец, который утверждает, что он присутствовал при подъеме судна:

«Работал СПК «Богатырь-6″. Помню пробоину в корпусе. Ее пробовали заделать позже, да оставили эту затею».

То есть, возможно, изначально дело было в пробоине, а кража холодильника – сопутствующий фактор: люди просто воспользовались аварией. Но тут, конечно, уже ничего конкретного не скажешь: дело ясное, что дело темное.

Ну а судно в любом случае теперь так и лежит в Выборге, неподалеку от замка, являясь по сути уже настоящей местной достопримечательностью.

Выборг

Выборг

Выборг

Выборг

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/