Чем топят в Заполярье. Откуда там дрова?

» Какие блин дрова в Заполярье? Аффтор с дуба рухнул? Он что, дрова вертолётом туда возил бы?:-) » — возмущаются некоторые наши читатели, когда мы пишем про жизнь в тундре. Расскажу-ка я об этом подробнее, раз не все знают, как и чем отапливаются дома в тундре.

Розжиг костра

Розжиг костра

Костер

Костер

Во-первых, надо разделить:

  • жилые деревни;
  • объекты с государственным финансированием и обеспечением (полярные станции, погранзаставы и т.п.);
  • отдельные промысловые избы;
  • чумы оленеводов.

Все эти виды жилья отапливаются по-разному.

Начну с промысловых изб. Они стоят где-то в тундре, как правило у моря или у реки. Туда сезонно или просто на несколько дней приезжают местные охотники и рыбаки. Иногда такая изба принадлежит одному человеку, все в округе знают, что он ее хозяин. Иногда изба бесхозная, ее поддерживает любой, кто в ней остановится. Такие избы отапливаются плавником.

На побережьях полярных морей можно встретить огромные груды леса. Но в Арктике, а тем более на арктических островах лес не растет. Дерево это недаром зовется «плавник», оно приплыло сюда из разных регионов России.

Конечно, плавник используют для разных целей. Например, для строительства изб, но в первую очередь — это источник тепла для местных жителей. И конечно, он не бесконечен. Вокруг старого, посещаемого или постоянно используемого жилья, плавника можно вообще не найти. Даже километрах в пяти от избы в ту и другую сторону по берегу. Но что делать, приходится просто за дровами ходить дальше, или плавать на лодке на соседний остров, где плавник пока еще есть.

Губа Дыроватая

Губа Дыроватая

Река Падлей

Река Падлей

Что касается оленеводческих чумов, балков и других видов мобильного жилья, то оно также отапливается плавником, собранными в тундре ветками низкорослого кустарника, или реже — все это комбинируется с отоплением дизельным топливом. Конечно же, уголь кочующие оленеводы с собой не возят, а некоторое количество солярки им могут привезти на колхозных вездеходах. Кстати, про солярку разговор отдельный, так как жгут ее в печках-капельницах.

Капельница — это, как правило, обыкновенная буржуйка кустарного производства, которую можно топить и дровами, и солярой. Для этого в топку заводится тонкая трубка с краном, а где-то снаружи балка устанавливается емкость для топлива. Для работы на этом топливе в печку, как правило, кладется огнеупорный кирпич, кран открывается, и дизтопливо начинает на этот кирпич капать.

Остается печку разжечь и дождаться, пока она хорошенько прогреется, и тогда топливо, при контакте с горячими поверхностями — испаряется, сгорая по всему объему топки. Это довольно эффективно. И именно такой печкой, правда, заводского производства, отапливался опорный пункт, в котором мы жили и работали на ЗФИ.

Если говорить о деревнях (жилых, конечно, на несколько домов), то они топятся централизованно, с помощью котельной, для которой из ближайшего города привозят уголь.

пос. Каратайка

пос. Каратайка

Каратайка

Каратайка

Вот, например, что пишут по поселок Кара, что стоит у Карского моря в НАО:

    «Бензин, дизельное топливо и дрова сюда уже доставили. Сейчас в акватории Амдерминской губы стоит очередное морское судно с углём. Оттуда на баржах его доставляют на берег, затем разгружают и развозят на тракторе по дворам и организациям. Обычная для сентября картина».

Понятно, не во все поселки можно добраться морем, но варианты в любом случае находятся и топливо доставляется централизовано. Например, в поселок Каратайка, что стоит на реке в глубине ненецкой тундры, уголь везут по зимнику.

Далее — полярные станции, погранзаставы. Они финансируются из разных источников. Погранзаставы и прочие военные объекты — в ведении Минобороны, полярные станции в ведении УГМС. Топливо туда также завозят централизованно, за государственный счет. Как правило, разумеется, морем. Чаще всего завозится именно солярка (ну а откуда в Арктике столько пустых бочек, именно из-под нее, ну и бензина конечно), хотя и уголь тоже могут доставлять, конечно.

Отопление здесь имеет прямо-таки критическую важность: если, например, зимой система по какой-то причине выйдет из строя и замерзнет, то станцию, скорее всего, придется эвакуировать, так как своими силами запустить систему метеорологам уже не удастся. Неотапливаемые же постройки, начав промерзать, станут быстро разрушаться, и, таким образом, из-за сбоя системы отопления, вероятно, будет сильно повреждена и выведена из строя вся полярная станция. Поэтому об обеспечении построек топливом заботятся заранее, привозя его летом, в период навигации.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/