Дикие традиции родов у некоторых народов севера

У многих народов севера в период беременности женщина считалась «нечистой» и на нее налагались различные запреты. Это же касается и родов, с которыми были связаны довольно непривычные для нас традиции.

Саамы

Саамы

Саамы

Саамы

Например, саамы (один из коренных малочисленных народов России; подавляющее большинство саамов проживает в Мурманской области) роженице с приближением родов отводили особое место, обычно ближе к двери, и отгораживали его от остальной части куском парусины или брезента.

В более раннее время (по сообщению автора XVII в.) для роженицы строили отдельное, но холодное жилище, где она (если роды случались зимой) была вынуждена рожать в леденящем холоде. Горящий в центре жилища очаг не мог согреть ее.

Вежа саамов

Вежа саамов

Шалаш саамов

Шалаш саамов

Шалаш саамов

Шалаш саамов

Изоляция беременной женщины делалась, с одной стороны, с целью уберечь ее от «сглаза», с другой стороны, беременная женщина, по представлениям саамов, была существом нечистым, и общение с ней могло принести окружающим ее людям вред.

С целью «очищения» во время беременности она должна была окуривать себя дымом от подожженной оленьей шерсти или бобрового волоса. По этой же причине перед родами, а также в течение шести недель после них женщина находилась в относительной изоляции от остальных членов семьи. Это правило изоляции роженицы, а первое время и новорожденного, оберегало их и от занесения возможной инфекции извне.

Саамы

Саамы

После родов проводили «очищение» чума, окуривая его дымом от подожженного можжевельника или оленьего сала. Иногда для свершения этого обряда наливали в котел воды, опускали туда кусок чаги (нарост на стволе березы) и некоторое время кипятили, после чего обрызгивали водой все вещи, а также и людей, находившихся в чуме.

Новорожденного ребенка обтирали холодной водой (а иногда и снегом) и, когда он начинал дышать, окунали его в теплую воду. После этого новорожденного завертывали в теплый заячий мех и укладывали рядом с матерью.

Саамский ребенок

Саамский ребенок

Саамский младенец

Саамский младенец

А вот похожая традиция у хантов, что жили на Ямале. Такой чум ставился специально для роженицы (а после того как ребенок родится, чум сжигали). Хорошо, что тут на фото — лето, но сложно представить, каково было женщинам рожать в таком чуме зимой.

Чум роженицы

Чум роженицы

Чум, поставленный хантами специально для роженицы

Чум, поставленный хантами специально для роженицы

Перед родами на женщину надевали старую поношенную одежду, а спустя несколько дней после родов ее одежду уносили в лес (но тут все логично — если знаешь, что при родах все перепачкается, а потом одежду фактически выкинут, то естественно наденешь все самое ветхое и ненужное для родов). Вместе с одеждой уносили и послед.

Далее в лесу на дерево вешали берестяной чумак, в который клали послед роженицы. Некоторые ханты вместе с последом в коробочку клали специально сшитую для него (последа) маленькую рубашечку, пояс и платок. Исследователи считают, что это жертвоприношения, делавшиеся для последа наряду с угощением. И также как и послед — вешали на дерево или пенек одежду матери.

Роженица в чуме

Роженица в чуме

Дерево с берестяным чумаком с последом роженицы

Дерево с берестяным чумаком с последом роженицы

На фото — роженица сидит в открытом чуме вместе с новорожденным. Кстати, люльки тоже были необычные. У многих северян или жителей Сибири они были полусидячими или даже сидячими.

Ну а женщина после обряда очищения надевала чистую одежду, а младенца закутывали в сшитое из звериных или птичьих шкурок одеяльце. Но не стоит думать, что одежда из птичьих шкурок это что-то тонкое или холодное, на самом деле из них даже шубы делали.

Шуба из шкурок птиц (из кн.: Ainu: Spirit of a Northern People)

Шуба из шкурок птиц (из кн.: Ainu: Spirit of a Northern People)

В общем, вот такие специфические традиции.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

RelatedPost