Газ, бензин или спирт — как их эффективнее хранить на яхте

Когда путешественники обсуждают в интернете проблемы парусного туризма в России, многие упоминают отсутствие заправок на воде. Признаться, я и сам последнее время упираюсь в сложность заправки нашей новой лодки топливом (как бензином, так и газом).

Моржовец

Моржовец

Яхта

Яхта

Собственно, в чем же тут проблема? Она очень проста.

Хранение бензина на яхте

Если говорить о больших катерах и яхтах, то они имеют стационарные топливные танки, как правило, очень небольших объемов. Согласно моим личным взглядам, «небольшой объем», это все, что меньше 100 литров. И сколько бы топлива туда не влезало, этот танк ты просто так из лодки не выковыряешь и на такси к автозаправке не отвезешь. С другой стороны, если емкости для топлива имеют больший объем, то их перед походом логично заправить полностью с таким расчетом, чтобы топлива хватило на весь маршрут.

Но не все бывает идеально с заправкой на старте:

Иногда маршрут оказывается столь длинным, что его не пройти без дозаправки. Прежде у меня эта проблема решалась очень просто. Все топливо я хранил во множестве канистр. На надувном катамаране сам бог велел наставить на его трамплин кучу этих самых канистр: всего 10 штук двадцаток из под моторного масла, купленных в каком-нибудь Гадюкинском Автобусном Парке — это уже целая бочка. По мере израсходования топлива пустые емкости сжигались и трамплин освобождался.

Перед выходом

Перед выходом

Наташка

Наташка

На тримаране я использовал уже более продвинутую систему хранения топлива. Проход между рундуками в кокпите имел такую ширину, чтобы туда поперек укладывалась стандартная стальная или алюминиевая канистра. Всего в кокпит лежа влезало 4 таких канистры, которые сверху накрывались пайолами, по которым можно было ходить. Еще 2 десятилитровых канистры ставилось в торцы кокпита, и таким образом в него помещалось 100 литров. Все остальное распихивалось куда только можно в различных емкостях, и по максимуму, с учетом того, что буксировалось внутри нашего тузика, я мог взять те же 200 литров.

Дозаправка всего этого хозяйства всегда выглядела довольно занятно. Я наваливал тару кучей в байдарку, греб на берег, и там вызывал такси или прибегал к помощи знакомых местных, если таковые имелись в том регионе. За одну-две ходки все что можно заливалось бензином, и далее, я нудно таскал канистры к байдарке, а потом возил на тримаран. Бывало и так, что ни на какое такси не было денег, и тогда я таскал канистры вручную. Да, это тяжело, но вполне реально.

Покупка бензина

Покупка бензина

Рабочеостровск

Рабочеостровск

И вот, у нас килевая яхта. Канистры, конечно, были хороши и удобны, но теперь засовывать прямоугольные емкости внутрь корпуса с плавными криволинейными обводами было бы просто кощунством. Все дело в том, что из-за этого мне пришлось бы занять множество полезного объема и потом возить огромное количество пустого места. Поэтому я начал использовать для бензина мягкие топливные баки.

Хранение газа на яхте

12-литровый баллон – он, зараза, большой и цилиндрический. Он занимает, действительно много места. Нам двоим 12 литров газа хватает ровно на месяц, то есть в полноценный поход приходится брать как минимум 2 баллона, которые, к тому же, после израсходования так и продолжают лежать мертвым грузом. Ну и если монтировать все газовое оборудование как надо, по понятиям, то расходный баллон необходимо держать в отдельном рундуке, оборудовать там сток для газа, который неизбежно просачивается через уплотнители и возможные трещины в шланге. В общем, все это требует довольно большого объема.

Кроме того, газовый баллон далеко не везде можно заправить. Заправки с бытовым газом или обмен баллонов – встречаются редко. Например, в какой-то из сезонов, идя в основном по русским ВВП, мы понадеялись заправить наш баллон где-то на маршруте, да так и провозили его все лето пустым. Это большая проблема. Поэтому сейчас для приготовления еды я использую на яхте спиртовую плиту.

Каюта

Каюта

Картриджи спиртовой плиты

Картриджи спиртовой плиты

Спирт можно расфасовать по мелкой таре, которую легко распихать по всей лодке. Бери хоть сотню литров – для бутылок-полторашек место всегда найдется. Конечно, спирт значительно дороже газа, но когда речь идет о сложном арктическом походе, например, то эта жертва будет вполне оправданной. Рундуки в кокпите и внутренние объемы лучше заполнить нужными вещами. При этом сама плитка, лишенная шланга, может легко переставляться или убираться куда угодно. Она никак не привязана к камбузу. Некоторые возразят, что мол, можно иметь шланг для переливания газа из 50-литровых баллонов в маленькие, но увы, большой баллон тоже надо где-то найти.

Занимательная арифметика: сколько газа, бензина или спирта влезет на яхту

Хотя и может показаться, что темы газа и бензина особо не связаны, но мне кажется, они на самом деле очень близки, и все мои аргументы сводятся к тому, что во-первых, жидкость в яхте можно разместить более компактно, чем газ, и во-вторых — хранить бензин в специализированных топливных баках также можно гораздо компактнее, чем в обыкновенных канистрах.

Данная тема регулярно поднимается на других ресурсах, где я общаюсь со своими товарищами: мы спорим что лучше, каждый приводит какие-то свои аргументы, и поэтому я решил коротенько и в картинках изобразить, что же такое я имею в виду, когда говорю об этой самой компактности.

Начнем с плит и газа, как самого первого и очевидного. Газ замечателен всем, кроме одного: его нужно хранить в специальном баллоне, который имеет неудобную форму. Кто-то предлагал даже пользоваться маленькими «дихлофосами» для туристских плиток, но я к этому отношусь весьма скептически. К тому же, газа этого мне нужно примерно 48 литров. Эксперименты показали, что спирта требуется ровно столько же, но спирт, в отличие от газа, можно, например, разлить по бутылкам-полторашкам. Чем же это выгодно? Перейдем к самой сути.

Суммарные габаритные объемы одинаковы, но мелкие бутылки проще распределить мелкими партиями

Суммарные габаритные объемы одинаковы, но мелкие бутылки проще распределить мелкими партиями

Если составить рядом 4 газовых баллона по 12 литров и 32 полуторалитровых бутылки, то каждый «штабель» займет объем примерно по 100 литров. То есть чуть более 50% объема — это просто воздух между баллонами и бутылками. Но разница тут в том, что бутылки маленькие, а баллоны большие. Например, стандартный газовый баллон имеет габариты 225х465мм, а бутылка — всего 100х330мм плюс-минус. Понятно, что рассовать по разным щелям 32 маленькие бутылки проще, чем пускай и всего 4, но больших баллона.

Теперь перейдем к основному, к бензину. Канистра имеет прекрасную форму параллелепипеда, произвольное количество которых с легкостью укладывается в какой-нибудь прямоугольный чемодан. Но увы! Яхта имеет криволинейные формы, она совсем не похожа на квадратный чемодан. Если, например, составить 10 20-литровых канистр на трамплине катамарана не составляет никаких проблем, то засунуть аналогичное количество больших емкостей внутрь яхты со всей ее обстройкой (шкафами, рундуками, и прочим) — практически нереально. Точнее, залезть-то они залезут, но вот весь полезный объем окажется занятым тем самым бесполезным воздухом, находящимся между наваленных канистр и во всяких пустых углах, в которые канистры не поместятся.

Можно попытаться разлить бензин по любимым туристами полторашкам, но это, понятное дело, будет весьма и весьма неудобно. Я пошел другим путем и заказал в фирме «Тайм-Триал» мягкие топливные баки, которые размещаются в небольших отсеках, в которые и так невозможно положить ничего, кроме каких-то мелочей. В этом случае достигается практически 100-процентная эффективность, так как уже не требуется перевозить никакого воздуха.

Казалось бы - там более 100 литров! Под койкой можно без проблем разместить специализированный 90-литровый танк, но даже 20-литровую канистру сунуть в этот объем едва ли возможно.

Казалось бы — там более 100 литров! Под койкой можно без проблем разместить специализированный 90-литровый танк, но даже 20-литровую канистру сунуть в этот объем едва ли возможно.

Вот, например, отсек под моей носовой койкой имеет форму трехгранной пирамиды размерами примерно 1200х1500х500мм. При большом желании туда можно засунуть одну 10-литровую канистру. 20 литров туда уже не влезет, так как вторая десятка там не поместится, а двадцатка не пролезет в люк, сделанный в койке. Однако же, этот отсек имеет объем более 100 литров! И мягкий бак как раз позволяет использовать данный объем полностью и без каких либо ухищрений!

То же самое касается и второго бака, который я в этом году разместил внутри киля. Туда не получилось бы положить даже и 10-литровку, так как она просто застрянет где-то на пол-пути, перегородив собой все свободное пространство. А на самом деле, туда не только поместится 70-литровый бак, но поверх него еще можно будет наложить множество различных вещей.

Вот такая вот у нас получается арифметика. Так что проблема перевозки жидкостей и газов на лодках — это не так просто, как кажется.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/