Гигиена кочевников: почему одни мылись каждый день, а другие раз в год

Если я напишу, что енисейские остяки выглядели очень лохматыми, неухоженными и замызганными, то мне логично можно возразить, что они, мол, жили вообще-то в совершенно нецивилизованных условиях и не имели возможности каждый день мыться и стирать одежду (а я мол, живу в своем городе и ничего не понимаю в тяжелой таежной жизни).

Лодка илимка

Лодка илимка

Лодка илимка

Лодка илимка

Если я напишу, что чукчи или эскимосы мылись крайне редко, то мне тоже можно заявить, что, мол — это логично, ведь они жили на крайнем севере, где воду растапливать даже для еды или питья непросто — какое тут мытье.

Да, это вроде бы все так. Но с другой стороны если смотреть фотографии разных народов, а еще лучше — читать монографии или рассказы их современников — исследующих жизнь кочевников и охотников крайнего севера и Сибири в 18-19 веках, то становится понятно, что чистоплотность от образа жизни не сильно зависела.

Да даже просто давайте сравним фотографии чукотских эскимосов и енисейских остяков. И те и другие — кочевники, что жили в чумах (ярангах и подобных мобильных жилищах), занимались охотой, рыбалкой, оленеводством. Образ жизни был совершенно одинаковый. Климат в общем тоже.

При этом даже внешне они в плане опрятности различались (это не исключения, а типичный пример — я могу таких показать множество).

Семья эскимоса Синянгека (поселок Наукан).

Семья эскимоса Синянгека (поселок Наукан).

Эскимосы Ангая и его жена (поселок Наукан).

Эскимосы Ангая и его жена (поселок Наукан).

Есть такое ощущение, что это скорее какая-то культурная особенность, нежели бытовая. То — что называют «менталитетом», быть может.

Например, в 1733-1743 Я.И Линденау, российский путешественник и ученый, участвовал во второй Камчатской экспедиции и изучал народы Сибири. Много интересного он рассказал о ламутах (эвенах).

В том числе и то, что они, оказывается, мылись они ежедневно, а вместо полотенца использовали стружки ивового дерева. У них была особая привычка — когда они утром вставали, то жевали смогу лиственницы, запивая водой, отчего зубы у них всегда были белые и не болели.

И наоборот, про коряков исследователь Иохельсон писал, что:

«чистоплотным народом коряков считать ни в коем случае нельзя. Они никогда не моются, кроме исключительно редких случаев. Лица детей и стариков покрыты словем грязи и копоти, смешанных с жиром, так что трудно определить естественный цвет кожи….»

Женщина с ребенком

Женщина с ребенком

Народы севера-52

Народы севера-52

Можно предположить, что исследователи воспринимали такие вещи субъективно, исходя из личной чистоплотности? А вот и нет. Про юкагиров, например, тот же Иохельсон писал, что они довольно аккуратны (в отличие от коряков):

«По сравнению со своими соседями юкагиры очень опрятны. Они очень высоко ценят мыло и выпрашивают его, при возможности даже покупают мыло. Молодые мужчины и женщины содержат лицо в чистоте и часто моются. Все юкагиры по утрам умываются: набирают полный рот воды, постепенно сливают ее на руки и таким образом моют лицо. Летом они часто умываются в реке».

Народы севера-163

Народы севера-163

Таким образом, как мы видим по фото, и по цитатам исследователей, действительно у разных народов Крайнего Севера и Сибири было разное отношение к гигиене, при общем сложном быте и отсутствии условий для стирки и мытья. Однако одни заморачивались с гигиеной, а другие нет. И я не буду говорить, что одно плохо, а другое хорошо (на выживаемость это, похоже, абсолютно не влияло). Просто такой вот культурно-бытовой факт.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий