Гостеприимный гетеризм у саамов (а не только у чукчей или эскимосов)

Жил в 17 веке француз — Пьер-Мартин де Ламартиньер. Он совершил одно из первых и удачнейших путешествий по северу Европы в 1653 году. В качестве хирурга он принял участие в экспедиции, организованной Северной Торговой Компанией и стал первым французом, который составил описание морского путешествия вдоль суровых берегов Гренландии, Исландии, Норвегии, Лапландии и Севера России — вплоть до Новой Земли.

Саамы

Саамы

Шалаш саамов

Шалаш саамов

Ламартиньер бесхитростно описал жизнь глухих углов Европы того времени, рассказал про жизнь простого, а подчас и дикого человека. В частности, писал он про свое общение с лопарями (саамами) следующее:

«Оглушенные шумом и наскучив смотреть на эти церемонии, мы ушли из дома покойника и возвратились к себе, где застали хозяйку, которая вышла из помещения, куда ей приказал удалиться муж при нашем приезде. Увидя нас и думая, что и муж вернулся с нами, она хотела было удалиться, но наш проводник сказал ей, что хозяин остался там и не скоро вернется: она осталась, согласившись дать нам, одному за другим, доказательство своего расположения, потом села с нами и показала нам чепчик, который она украшала мелкими оловянными пластинками, очень искусно пришивая их с помощью нитки…

Лапландки исполняют свою работу не без грации, а сами по себе они недурны, хорошо сложены, приятны в обращении, но немного курносы; если бы не ревность мужей, гнева которых боятся, они охотно предавались бы разврату: вот причина, почему мужья запирают их, лишь только появятся иностранцы.

В то время, как хозяин наш задержан был отданием последнего долга своему соседу, мы достали свою провизию, которую угостили и хозяйку; она взяла, попробовала и нашла вкусным, особенно пряники, а также хлебнула два глотка нашей водки; потом она вернулась туда, откуда пришла, боясь, что муж застанет ее с нами, что повлекло бы за собой побои и ругательства».

Вообще, Ламартьер известен множеством выдумок об этом своем путешествии. Литке, например, даже сравнивал его с Мюнхгаузеном. Однако, многие моменты он описывает верно, что можно проверить, например, сравнив их со свидетельствами его современников.

Что же про нрав женщин саами, действительно ли они так легко относились к интимным отношениям?

На самом деле среди старинных писателей одни (например, Шеффер и Ацерби) — также указывают на некую распущенность лапландок, а другие это опровергают. То есть мнения на этот счет неоднородны.

Кроме того, надо иметь в виду, что очень многие авторы говорили о сохранявшемся долгое время в Лапландии обычае так называемого “гостеприимного гетеризма” — «угощения» чужестранца своей женой и иными женщинами семьи. Подобным обычаем, даже после его исчезновения, можно объяснять некоторую легкость нравов лапландок.

Гостеприимный гетеризм появляется на ранних этапах развития человеческого общества. Под ним подразумевают обычаи, при которых хозяин предлагает свою жену или дочь гостю. Считается, делалось это для того, чтобы разбавлять возможные близкородственные связи чужой кровью.

Подобные обычаи, как многие знают, были присущи чукчам и эскимосам. Но они были распространены не только там, а по всей Арктике, где проживали коренные кочевые народы. Например, как мы видим — в той же Лапландии (то есть на Кольском полуострове). Правда, у чукчей они сохранялись вплоть до ХХ века, а у лопарей, по видимому, ушли гораздо раньше.

Хотя, у саамов в любом случае до 17 века сохранялся непривычный для нас взгляд на моногамию и невинность.

Саамы

Саамы

Саамы

Саамы

Например, некий путешественник конца XVII века — Реньяр пишет:

“Лопари стремятся с такой поспешностью найти себе в жены девушек, которые лишились невинности, что даже предпочитают их, как бы они ни были бедны, богатым, если последние не лишены невинности…

Однако, следует делать различие; чтобы они пользовались успехом, необходимо, чтобы девушка была лишена невинности отправляющимися зимой в Лапландию иностранными купцами, а не лопарем…

Они столь усердно изыскивают таких девушек, что когда приезжают зимой в Торнео и находят девушку беременной, они не только забывают свои выгоды и берут ее без приданого, но даже покупают ее у родителей”.

Этим обстоятельством можно, по мнению В. Н. Семенковича, объяснить смешанность типа лопарей: слишком много у них инородной крови.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий