История создания байдарки Таймень от ее конструктора

Валентин Строгонов — конструктор байдарки Таймень и многих других туристских судов готовит уже вторую расширенную публикацию со своими «Откровенными рассказами старого лодочника», а я вот только узнала, что у него в принципе есть эта книга.

Мы

Мы

Петя

Петя

Вообще Таймень — легендарная байдарка, на ней, как мне кажется, хотя бы раз походили все водные туристы нашей страны. Не миновала и нас эта участь: Таймень был нашей первой лодкой, правда путешествовали на ней мы не долго, всего один год по Ладоге и Белому морю.

Следующей нашей байдаркой стала Нева, которую мы в ужасе после первого же испытания продали, а потом приобрели байдарку Нэрис, которая нам уже очень понравилась и с тех пор мы остаемся этой фирме верны (и даже в качестве яхтенного тузика нэрисовскую байдарку используем).

Про Таймень я иногда слышала, что, мол, создан он якобы на базе немецкой байдарки RZ, но никаких особых подробностей не знала. Да и если посмотреть на эти лодки, то ничего общего в них найти не удастся. А тут вдруг на парусном форуме встретила ссылку на воспоминания ее конструктора.

В самом деле, он сам же пишет следующее:

     «Особое внимание было уделено обводам корпусов байдарок с целью  уменьшения их гидродинамического сопротивления… Сначала, не мудрствуя лукаво, я хотел повторить обводы «RZ-ки» и «Луча», считавшихся самыми быстроходными из байдарок. Сложность заключалось в том, все байдарки имели разную  величину надводного борта и механическое повторение их теоретических  чертежей не «вытанцовывалось». В одном из первых номеров журнала «Катера и яхты» была опубликована  методика расчета обводов корпусов малых  судов. Один из моих знакомых байдарочников, освоивший эту методику, был  приглашен мной в рабочую группу и рассчитал обводы «Тайменей» по этой методике. Он же предложил несколько изменить конструкцию книц  шпангоутов. На этом основная творческая часть работы была закончена».    

Но в целом понятно, что конструкция была в любом случае очень самобытной.

    » В 1975 году я закончил и подписал чертежи одно-, двух- и трёхместного  «Тайменей», узлы и детали которых были максимально унифицированы с целью удешевления производства, при этом вся конструкция, каждый узел и  каждая деталь «Тайменей – 1, 2 и 3» были тщательно продуманы,  разрабатывались каждый отдельно и одновременно взаимноувязаны и выверены  автором. Деталировку чертежей делала рабочая группа. «

Интересно происхождение названия байдарки:

    «А начиналось всё с самостроя. Мой первый одноместный самодельный  «Таймень» (см. КЯ № 51 за 1974 г.) был так назван потому что в то время я  увлекался ловлей рыбы на спиннинг. Считается, что поймать тайменя можно  только спиннингом. Этот самострой не имел ничего общего, кроме  названия, с последующими серийными образцами. Изюминкой конструкции был  кильсон со штевнями, изготовленный из двух хоккейных клюшек, соединённых  швеллером, с удлинняющей вставкой из рукоятки клюшки.

    Байдарка оказалась крайне удачной. «Таймени»  двойка и тройка выпускались «Салютом» 35 лет без каких-либо  серьёзных изменений и были сняты с производства только в 2011 году, и не по причине  снижения спроса, а по причине нерентабельности производства  заводом непрофильной продукции, стоимость которой, к тому же, была  несравнима с продукцией профильной.  Одноместный вариант выпускался  непродолжительное время  и  вскоре был снят с производства. Видимо,  ввиду меньшего спроса, чем на двух и трёхместные.

     Между тем, питерцы наладили выпуск отдельно тайменевских оболочек  из современных ПВХ материалов для замены износившихся с годами шкур  «Тайменей».

    Каркас же при аккуратном обращении может прослужить  десятилетия, в отличие от каркасов питерских байдарок, снабженных  ненадёжными пластмассовыми кницами. Недавно узнал из интернета, что  украинцы давно уже делают байдарку — аналог «Тайменя» только с  упрощенными шпангоутами из морской фанеры под названием «Нэрис» с  оболочкой из, естественно, современных материалов».

От себя поясню, что украинцы (НЭРИС), таки давно уже перешли на гнутые алюминиевые шпангоуты со стальными кницами, создав, таким образом, полнейший клон «Тайменя». Впрочем, на мой личный вкус фанерные незамкнутые шпангоуты были лучше, но это уже совсем другая история. Они же, кстати, еще и воссоздали единичку, так что теперь все тайменевское семейство получило вторую жизнь и вполне доступно всем желающим.

На Баренцевом море

На Баренцевом море

Наша байдарка

Наша байдарка

Ну а продолжение истории про разработку Тайменя и других судов можно посмотреть по ссылке, там много занимательных рассказов.

В том числе и в принципе про советский водный туризм:

    «Каждые  выходные от платформы Московское море сквозь труднопроходимый с такой  выкладкой лес тянулась цепочка туристов-парусников с рюкзаками,  упаковками судов на тележках, гитарами… Большая их часть предпочитала  собирать свои суда на Смольнухе — канаве, проходившей вдоль платформы  Московское море до большой воды. Или пройти по нормальной дороге вдоль  полотна ж.д. и, перебравшись через насыпь, оказаться на «морском»  берегу.  

    Моим любимым занятием было встать утром пораньше и пройтись по  Коровьему пляжу (позже лагерь переместился несколько дальше от  платформы) между палатками и посмотреть, что изменилось в конструкциях  многочисленных творений малого судостроения за истекшую неделю, а когда  проснутся авторы-капитаны, обсудить с ними содеянное. Для меня это было  самым интересным.  

    Доходило до смешного. Как-то на работе одна сотрудница привезла  из Парижа глянцевый яхтенный журнал. Тогда у нас за «железным занавесом»  это была исключительная редкость, эксклюзив. На картинке море,  нудистский пляж, а у кромки воды небольшая парусная лодка. Я вперился,  говорю:
    — Смотри-ка, парус без гика! Шкот просто оттягивает шкотовый угол в корму. А мне:
    — Ну ты совсем того, крыша съехала в сторону моря. Парус без гика увидел, а девочек без ничего не заметил?   

    Минимизация конструкции для меня оказалась важнее. Гонки меня тоже не особо интересовали.  Больше интересовали конструкторские решения».

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/