Как жили коренные северяне на арктических архипелагах — Новой Земле и Вайгаче до конца ХIХ в. (и жили ли?)

Помню, встретила мнение, что при организации полигона на Новой Земле и последующих испытаниях Царь-бомбы военные совершенно наглым образом выселили оттуда все коренное население — испокон веков проживающих там ненцев.

Царь бомба

Царь бомба

Царь бомба

Царь бомба

Но дело в том, что проживание коренных северян на Новой Земле до конца 19 века, — ничем не подтверждено. И постоянно жили самоеды на Новой Земле даже менее ста лет (наравне с русскими).

Самоеды

Самоеды

Самоеды

Самоеды

Мало того, даже на Вайгаче (острове, расположенном между Новой Землей и материком), ни ненцы-оленеводы, ни ненцы-охотники постоянно не жили. До начала ХХ века в принципе никаких поселений на Вайгаче не существовало, за исключением временных изб, в которых останавливались поморские промысловики, периодически бывавшие на острове с целью добычи морзверя, песца и птицы.

То есть, ненцы сюда приходили либо кочевать с оленями в течение лета, либо также с весны по осень промышлять зверя. Кроме того со всей округи самоеды приходили к священным идолам и приносили им в жертву оленей. До сих пор, кстати, на острове сохранилось несколько ненецких святилищ, деревянный семиликий идол.

Семиликий идол на Вайгаче

Семиликий идол на Вайгаче

Судовая доска, обнаруженная в бухте Лямчина на ненецкой могиле

Судовая доска, обнаруженная в бухте Лямчина на ненецкой могиле

Осенью ненцы встречались с торговцами на побережье Югорского полуострова, которые специально для этого приезжали в поселок Хабарово (позднее его назвали Никольское). Самоеды продавали купцам шкуры, оленей и прочую добычу в обмен на всевозможные нужные товары (ткани, ружья, патроны, спирт, соль, чай, табак и т.п.). Зимой же из Хабарово все разъезжались — купцы в свои поселки, а ненцы — кочевать по тундре.

Ненцы

Ненцы

Хабарово (Никольское)

Хабарово (Никольское)

Только в конце XIX – начале ХХ века на Вайгаче впервые стало появляться постоянное население: небольшие группы самоедов по 20-30 человек зимовали на острове, промышляя по заказу богатых пустозерских крестьян белых медведей, песцов и морзверя.

И лишь в 30-е годы ХХ века на Вайгаче возник первый поселок, который построили заключенные ГУЛАГ для проживания рабочих, привезенных сюда с целью разработки на острове руды. Однако, через несколько лет экпедиция ОГПУ остров покинула и оставленные ими поселки как раз и заселили ненцы. Так, выходит, постоянное население стало жить на Вайгаче лишь в первой трети прошлого столетия.

Первые палатки

Первые палатки

Варнек

Варнек

Что касается Новой Земли, то там, как ни странно, постоянные поселения возникли даже чуть раньше, чем на Вайгаче. Но произошло заселение архипелага также как и в случае с Вайгачем — исключительно по инициативе и при поддержке государства. Дело в том, что Российской Империи надо было обозначить свое право на эти арктические земли, и как-то защититься от норвежской промысловой экспансии.

Норвежцы в наглую промышляли в нашем регионе, и в огромных количествах вывозили отсюда добычу. К началу XX века они организовали даже несколько зимовий на архипелаге и в результате на русских промыслах быстро созрела целая отрасль норвежской экономики. Поэтому в 1870-ых годах в недрах архангельской губернской администрации вызрел план — создать на Новой Земле поселения, обозначив национальный интерес в этом районе Арктики. И так на архипелаге возникли первые становища, где поселились как русские, так и самоеды.

Становище Малые Кармакулы, 1911

Становище Малые Кармакулы, 1911

Промысловый участок Малые Кармакулы, 1911

Промысловый участок Малые Кармакулы, 1911

Да, существуют некоторые упоминания, будто бы самоеды жили на архипелаге и раньше. Было дело, француз Пьер-Мартин де Ламартиньер совершил одно из первых и удачнейших путешествий по северу Европы. В качестве хирурга он принял участие в экспедиции, организованной Северной Торговой Компанией во второй половине XVII столетия и составил описание морского путешествия вдоль берегов Норвегии, Лапландии, Севера России — до Новой Земли, Гренландии и Исландии…

Де Ламартиньер в описании плавания к архипелагу указал на встречу с местными жителями — «новоземельцами». Как и самоеды (ненцы), они якобы поклонялись солнцу и деревянным идолам, но отличались от самоедов одеждой, украшениями и раскраской лица. Ламартиньер указывал, что они пользовались лодками, напоминавшими легкое каноэ, а наконечники копий и стрел, как и другие их инструменты, были сделаны из рыбьих костей.

Правда позднее сведения этого самого Ламартиньера подвергались большим сомнениям, например, тот же полярный путешественник и исследователь Литке обоснованно разъяснял, что вышеозначенный судовой врач слишком много фантазировал относительно своих перемещений по северу России.

Как писал Литке:

«следует по порядку упомянуть о путешествии Ламартиньера, которое по содержанию своему принадлежит к числу таких путешествий, как Мюнхгаузеново, следовательно, места здесь не заслуживало бы, но не должно быть пройдено молчанием потому, что ввело в заблуждение многих писателей, и в том числе уважаемых всеми, каковы Витсен, Бюффон, де Бросс и прочие…

Вот эпизод, который приносит особенную честь плодовитому на выдумки воображению Ламартиньера… Снялись они с якоря и поплыли к Новой Земле, куда прибыли на другой день. Тут нашли они жителей, поклоняющихся солнцу и идолам, называемым ими Фетицо (Fetizo). Новоземельцы (les Zembliens), если б они существовали, могли бы оскорбиться описанием, которое им делает Ламартиньер, а еще более изображениями, к нему приложенными…

Ламартиньер заключает книгу свою географической диссертацией, достойной всего предыдущего. Он утверждает, что Новая Земля соединяется с Гренландией, так что если б не препятствовали снега и морозы, то можно бы свободно из одной земли перейти в другую; что пролив Вайгет имеет длины 35 немецких миль и загорожен горами Патерностер, которые Ламартиньер сам видел и из которых нижайшая имеет высоту пол-лиги, и что, следственно, все рассказы голландцев о плавании их через этот пролив в Татарское море – басни, что тут царствует вечная зима, подобно как в земле Попугаев, что в Антарктическом полюсе, вечное лето, и прочее.»

Соответственно, вряд ли этому свидетельству в принципе можно верить. Ну и опять же — если вдруг на Новой Земле жили некие новоземельцы, то спрашивается — куда они делись, где следы их пребывания, их идолы, их стоянки, их вещи. Ненцы же никуда не исчезли. А вот существования коренных жителей Новой Земли никем из современников (кроме выдумщика Ламартиньера), и тем более никем из поморов или самоедов, заселивших архипелаг в конце 19 века — не подтверждено. Конечно, отрицать эту вероятность на сто процентов нельзя, но это будет пока не научно доказанный факт, а лишь фантазии.

Если же говорить не о ненцах, а о других возможных жителях архипелага, то в литературе также встречаются упоминания о попытках русских семей поселиться на Новой Земле в ХVI—ХVIII вв.

Существует предание, что губа Строганова названа в честь семьи Строгановых, бежавшей из Новгорода в период гонений Иоанна Грозного. А через двести лет, в 1763 году, на побережье губы Черной якобы поселились 12 человек старообрядческой семьи Пайкачевых: они вынуждены были бежать из Кеми, отказавшись отречься от своей веры, но обе семьи погибли. Так что их тоже нельзя считать жителями архипелага — это лишь люди, которым удалось там выжживать в течении нескольких лет. Но постоянных поселений, они не создали.

И в принципе, таких людей было немало. Многие пытались зимовать на архипелаге. Но проблема в том, что почти все умирали из-за цинги и прочих напастей. И потому никаких постоянных поселений до 19 века тут не существовало.

Хотя, были самоеды, которых все-таки можно считать первыми постоянными жителями архипелага. В 1867 году на двух карбасах к южному побережью Новой Земли приплыл ненец Фома Вылка с женой Ариной и детьми. Сопровождавшие их ненцы отправились осенью назад, а Вылка с семьей и ненцем Самдеем остались на зимовку. В конце зимы Самдей умер. Вылка стал первым известным постоянным жителем архипелага. Он жил на Гусиной Земле, в Малых Кармакулах и на побережье Маточкина Шара.

Фома Вылка

Фома Вылка

Собачья упряжка, 1911 год

Собачья упряжка, 1911 год

В 1869 или в 1870 году также один промысловик завез на зимовку нескольких ненцев (самоедов) и они жили на Новой Земле в течение нескольких лет. В 1872 году на Новую Землю прибыла вторая ненецкая семья — Пырерки Максима Даниловича.  Эти самоеды были снабжены хорошими средствами для промыслов, но растратили их и, не рискуя вернуться на родину, совершенно сжились с Новою Землею. Так они оказались в полнейшей экономической зависимости у этого промысловика-помора, который снабжал их необходимыми припасами, взамен этого — разумеется, по баснословно дешевым ценам — отбирал у них предметы промыслов.

То есть, как видим, эти самоеды тоже не жили в полном отрыве от цивилизации, а поморские промыслвики, приезжавшие летом на архипелаг, привозили им и еду, и патроны, и прочее снаряжение.

А уже через семь лет, в 1877 году, в становище Малые Кармакулы государством была устроена первая спасательная станция для того, чтобы давать охотникам надежное убежище как на время промыслов, так и на случай непредвиденной зимовки, а вместе с тем и для оказания помощи экипажам судов в случае крушения их около Новой Земли.

Командированный на Новую Землю для устройства спасательной станции поручик корпуса флотских штурманов Тягин как раз и встретил там те самые две самоедские семьи, состоявшие из 11 человек, которые кочевали около залива Моллера уже в течение восьми лет. Самоеды попросили Тягина включить их в привезенную на средства Общества спасания на водах самоедскую артель.

Кроме того, для охраны возведенных построек и для занятия там промыслами тогда же были доставлены на Новую Землю и поселены в Малокармакульском становище пять самоедских семейств из Мезенского уезда (всего 24 человек). Их снабдили теплой одеждой, обувью, ружьями, порохом, свинцом, продовольственными запасами и другими орудиями для охоты и промыслов.

Экспедиция Е.А.Тягина построила в Малых Кармакулах спасательную станцию и провела гидрометеорологические наблюдения во время зимовки. Жена Тягина родила ребенка, который стал одним из первых детей, появившихся на свет на Новой Земле.

Затем на архипелаге Российская Империя основала несколько промысловых поселений, где поселились как ненцы (включая Фому Вылка), так и русские. Еду, материалы, снаряжение туда привозили централизованно. Там же люди вели промысел морзверя, гуся, оленя, песца, гагачьего пуха и т.п.

И так они там и жили до середины ХХ века, пока из-за организации полигона мирное население оттуда не переселили (на Вайгач, Колгуев и т.п.), оставив только военных.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий