Колодец или пантограф — куда лучше вешать мотор

Это будет очень специфическая статья, полная рассуждений конкретно об ИФе, но, возможно, в качестве развлечения она может оказаться интересной и другим лодочникам. Речь пойдет об установке подвесного мотора в разные места лодки и о борьбе между ИФовским колодцем и традиционным пантографом.

Едем под кран, автор фото Дарья Романова

Едем под кран, автор фото Дарья Романова

Наша яхта

Наша яхта

Я уже писал о нюансах эксплуатации подвесного мотора, и тогда мое повествование закончилось тем, что я с неимоверным трудом разлепил заклеенный колодец, и, довольный, засунул мотор в него, на штатное место, изначально предусмотренное инженерами.  

Однако же, через несколько переходов я все-таки перевесил мотор обратно на пантограф и закрыл дыру в корпусе предназначенным для этого лючком. Почему же так получилось? Я здесь сразу скажу, что и изготовитель в свое время очень быстро отказался от этих колодцев, перестав их делать на лодках более поздних выпусков. На самом деле, совершенно зря. Ведь достаточно простыми средствами можно было бы добиться весьма неплохих результатов. Но давайте я расскажу о своем опыте подробнее.

Минусы и плюсы колодца

Ну, строго говоря, причин убрать мотор из колодца было три. Первая: через колодец в ахтерпик попадало достаточно много воды. Это было связано, в первую очередь, с недоработкой конструкции колодца. Если бы на его стенках был бы отформован какой-нибудь хотя бы небольшой буртик, то вода, скорее всего, внутрь корпуса не попадала бы вообще. Но здесь инженеры сделали просто гладкие стенки, на которых нету совершенно никаких препятствий.

Вторым, и тоже очень важным недостатком расположения мотора в колодце является и то, что на малых ходах и на заднем ходу лодка становится совершенно неуправляемой. Насколько мне известно, проблема неповоротливости при движении кормой вперед является характерной для всех длиннокилевых лодок. На малом же переднем ходу ИФ не управляется потому, что гребной винт расположен не за рулем, а сбоку — соответственно, руль не может отклонять струю воды, отбрасываемую винтом.

Колодец для мотора

Колодец для мотора

Мотор в колодце

Мотор в колодце

Третья причина была в том, что мотор, установленный в колодец внутри ахтерпика — просто задыхался. Кстати, именно тогда я осознал, наконец, почему я испытывал проблемы с китайским мотором на нашем тримаране, где он так же был установлен в колодец. О да! Мотор, как оказалось, начинает неровно работать даже будучи слегка опущенным в колодец. Что уж говорить про мотор, находящийся в пространстве, закрытом люком? Впрочем, проблема решалась открытием крышки ахтерпика, а в последствие можно было бы установить туда какой-нибудь воздуховод, идущий с «улицы» непосредственно к карбюратору. Главными же преимуществами колодца являлось полное исключение возможности выскакивания винта из воды на волнении. И кроме того, мотор в колодце сдвинут ближе к миделю, а это несколько улучшает развесовку лодки.

Но все-таки минусы перевесили все плюсы и мотор был возвращен на шаткую и полуразбитую конструкцию за транцем лодки. Ну, тут, конечно, все оказывается с точностью до наоборот относительно преимуществ и недостатков колодца.

Минусы и плюсы пантографа

Да, винт мотора, висящего за транцем, иногда может оголяться. По опыту нашего надувного катамарана я прекрасно помню, насколько это бывало неприятно. Но Ифе мотор тоже периодически выскакивал. При этом он, понятное дело, страшно раскручивается, а лодка теряет ход. Причем, если волна достаточно короткая, то таким образом, из-за возникающей на винте кавитации, можно вообще зависнуть на месте. В узкости это было бы очень опасным.  

Далее — центр тяжести лодки немного смещается в корму. И хоть Фолькбот является «тяжелой» лодкой, но дифферент при этом меняется. Впрочем, проблема решается перемещением тяжелых грузов туда и сюда внутри рундуков. В нашем случае, например, хватило перекладки тяжелого тента из под кокпита — под носовую койку. Правда, в будущем я все-таки надеюсь приобрести мотор на 9.9 лошадиных сил, который будет весить в два раза больше четверки. Но нивелировать эту разницу я собираюсь размещением в носу двух аккумуляторов и стационарного топливного бака на 100 литров. Второй топливный бак мог бы расположиться в кормовой части киля, и это позволило бы дифферентовать всю яхту как угодно, переливая топливо между двумя емкостями.

Пантограф

Пантограф

Пантограф

Пантограф

Не буду здесь упоминать про то, что имеющийся пантограф, и даже новые покупные варианты не выдерживают никакой критики, являясь какими-то хлипкими хромыми инвалидами. Мне надо будет изготовить что-то особенное, о чем я обязательно вам расскажу. Напишу тут просто об очевидных плюсах пантографа. Да в общем-то их всего два.

Первое — управляемость. Да, на малом ходу при движении назад и вперед, поворотом мотора лодку можно вертеть как угодно. Раз-раз, и ты без проблем влезаешь в любую дырку, тормозя реверсом и направляя вектор тяги в любую сторону.

Второе — мотор тупо полностью убирается из воды. Редуктор и винт при этом не создают никакого дополнительного сопротивления при движении под парусом; весь мотор полностью доступен для любых манипуляций с ним с воды. Например, при таких раскладах его легко ремонтировать, менять масло, распутывать намотавшуюся на винт веревку, что, кстати, является критически важным для безопасности.

В общем-то на этом, пожалуй и все.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

Для выбора

Мой опыт использования морской и речной радиосвязи...
views 0
Было дело, среди прочих вопросов тут кто-то интересовался лодочно-походной радиосвязью. Опыта у меня в это деле немного, но кое-что я все равно расс...
Как вылечить косяк цветопередачи у камер дронов...
views 0
Как-то раз наши друзья из украинской фирмы Нэрис выложили фоточки первой тестовой версии одноместной каркасно-надувной байдарки Smart Pro S. Фотогра...
Что стало с кораблями Обь и Севастополь, сидевшими...
views 1
Это судно было построено 03 апреля 1943 года в Америке, в городе Портленд, штат Орегон. Назвали его изначально "Девитт Клинтон" — в честь политика н...
Старые кладбища в вечной мерзлоте Арктики...
views 4
Во время путешествий по Арктике и Крайнему Северу, в заброшенных деревнях и факториях, или например возле маячных городков, или даже возле одиноких ...
Чем принципиально отличаются наши заброшенные севе...
views 2
Каждый раз, когда мы публикуем фото заброшенной Арктики, кто-нибудь ужасается тому, как "ужасный совок" засорял нежную заполярную природу. И самое з...
Заброшенные строения как идеальное убежище от опас...
views 3
В пеших или водных походах, в тех случаях, когда ты не имеешь каютной лодки или возможности заночевать в хорошей избе, часто встает вопрос безопасно...
Какие раньше были печи в Заполярных избах...
views 5
Печи на Крайнем Севере - это жизнь, поэтому если речь идет о большой капитальной избе, то печи там всегда большие, солидные, на всю стену, до потолк...