Левират, групповой брак, многоженство — запутанные семейные отношения чукчей

Как сейчас все просто в браке: один муж, одна жена. Но у чукчей все было гораздо интересней.

Праздник моржевых голов у эскимоса Матлю (общественное угощение).

Праздник моржевых голов у эскимоса Матлю (общественное угощение).

Семья эскимоса Аляляуна (поселение Имтук).

Семья эскимоса Аляляуна (поселение Имтук).

Во-первых, среди них было распространено многоженство (хотя, моногамных семей тоже было полно; более того, исторически большинство народов севера — моногамны).

Оленные чукчи обосновывали это чисто экономическими причинами: «Если я владею одним стадом, мне нужен один шатер и одна жена, однако если у меня два стада, я должен иметь два хозяйства и по женщине в каждом из них». В этом объяснении была большая доля истины. Многие богатые оленеводы, имеющие по два и больше стад, имели и жен по числу стад. Потому, кстати, жен могло быть не две, а даже четыре, и больше.

Хотя, это не было обязаловкой, многие богатые оленеводы также могли иметь только одну жену.  И наоборот, люди с одним стадом — нескольких жен.

Семья эскимоса Аляляуна (поселок Имтук).

Семья эскимоса Аляляуна (поселок Имтук).

Эскимосы Ангая и его жена (поселок Наукан).

Эскимосы Ангая и его жена (поселок Наукан).

Интересно, что жены могли и уйти. Например, один оленевод имел в одно время семь жен на трех стойбищах! Но он разорился, и жены его покинули.

Бывало также, что жена, если она бездетна, сама уговаривала мужа взять вторую жену. Либо, если она стара — просила взять помощницу.

Положение жен в разных семьях не всегда было одинаковым. Первая жена обычно была старше, и у нее уже было несколько детей, когда в семью входила молодая жена. В таких случаях хозяйкой была первая жена, а другая жена ей помогала.

В том случае, если обе жены жили на одном стойбище, муж старался каждой из них дать отдельную ярангу. Однако бывали двоеженцы, которые жили в одном спальном пологе с двумя женами под общим «одеялом»; мужчина лежал посередине между двумя женами.

Во-вторых, существовал обычай группового брака (до 10 пар). Мужчины назывались «товарищи по жене» и каждый имел право на жен всех других товарищей.

Председатель и секретарь имтукского Совета (эскимосы Нутауи и Аляляун).

Председатель и секретарь имтукского Совета (эскимосы Нутауи и Аляляун).

Эскимосы

Эскимосы

Правда, пользовались этим правом не часто, а, например, если приезжали в соседнее стойбище. Тогда хозяин уступал свое место и старался уйти из дома на ночь. Однако, после такого посещения хозяин начинал подыскивать причины для поездки на стойбище «товарища по жене», чтобы в свою очередь воспользоваться своим правом.

Такой брачный союз большей частью заключали хорошо знакомые люди — соседи и родственники (двоюродные и троюродные братья, но не родные). В старину такая форма брака служила, очевидно, связью между членами родственной группы. Дети там, понятно, все были «своими», независимо от того, от кого жена их родила.

Кстати, да. Бывало, что чукчи предлагали своих жен заезжим русским. Но тут есть подвох. Чукчи тогда считали, что имеют право прийти к жене русского. И отказать от взаимного предоставления жены — нельзя. Поэтому русские, знающие об этой традиции, и живущие со своими женами, на такой специфический «подарок» не соглашались.

Хотя, если люди об этом не знали, случались нелепые казусы. Например, один исправник провел ночь с любезно предоставленной ему женой или родственницей чукчи. Потом он вернулся домой и через некоторое время его домоправительница (сам он был вдов) устроила прием гостей. Среди присутствующих был и тот самый чукча. Ну и закономерно — чукча, напившись, потребовал, чтобы исправник предоставил ему «свою» женщину — домоправительницу. Не знаю, чем это закончилось, но скорее всего испорченными отношениями. А вообще это могло даже до откровенной вражды дойти.

Осенняя охота с берега.

Осенняя охота с берега.

Праздник Аттырак у эскимоса Матлю (приношение жертвы).

Праздник Аттырак у эскимоса Матлю (приношение жертвы).

Также нельзя не сказать о левирате. Согласно этому обычаю, после смерти одного из братьев его жена переходила к следующему по старшинству и тот принимал на себя все заботы о жене и детях умершего.

Однако, если разница в годах была очень велика, то брат отказывался от брака со старухой, и тогда право левирата переходило к двоюродным братьям. Хотя, левират все-таки был не правом, а скорее обязанностью (понятно, что вдове и детям надо было кому-то помогать).

Кстати, про разницу в годах. Случалось, что она была огромной и пятилетнего мальчика женили на двадцатилетней девушке, а девочку лет двенадцати выдавали за мужчину, старше двадцати. В подобных случаях неравного брака молодой муж, став взрослым, брал себе вторую — молодую жену (кстати, это тоже, как и левират, один из поводов многоженства).

Но у таких браков были причины. Например, если у маленького мальчика умерла мать, а семье нужна помощь, то его «женили» на взрослой женщине и она ухаживала за ним как за ребенком, а потом уже и как за мужем. Правда, случаи такого неравного брака случались редко и по большой необходимости.

Семья эскимоса Синянгека (поселок Наукан).

Семья эскимоса Синянгека (поселок Наукан).

Семья эскимоса Ияин (поселок Наукан).

Семья эскимоса Ияин (поселок Наукан).

Просуществовали такие формы брака вплоть до середины ХХ века, а может где-то сохраняются и по сей день.

Как чукчи приспосабливались к новым порядкам, когда Советская власть им запретила многоженство

Этим летом я прочитала интересную книгу «Ханидо и Халерха», написанную юкагирским писателем Семеном Куриловым. И хоть главными героями были юкагиры, во многом описывается и жизнь чукчей. И там есть занимательный момент, который меня очень заинтересовал, заставив задуматься: а в самом деле, как при СССР чукчи решали вопрос резкого перехода от многоженства к моногамии.

Это же полностью рушило все их устоявшиеся семейные связи и весь традиционный уклад (о чем тот же Рытхэу почему-то не упоминает, рассказывая, как прекрасно чукчам вдруг стало в колхозах, когда они из яранг переселились в дома с окнами, кроватями и столами, и таким образом из первобытного общества вдруг с легкостью перенеслись в высокоразвитую цивилизацию).

В Российской Империи с многоженством не боролись. Точнее, православная церковь, конечно, многоженцев не венчала, но если людям венчание не было нужно, то в принципе многоженство спокойно существовало.

Шаманское камлание.

Шаманское камлание.

Шаманское камлание.

Шаманское камлание.

Хотя, если язычники (в частности, чукчи) хотели покреститься, то тут им приходилось решать, как быть с оформлением своего нестандартного семейного положения. Приведу цитату из книги, чтоб было понятно, о чем речь (цитату я по возможности максимально сократила — почитайте, она интересная):

«Кака [это чукотский шаман, и да — так его звали] стоял против попа, дьячок чесал волосы за ухом, сидя на том же месте — за столом, возле иконы. Куриль озадаченно потирал свою лысину. Три жены у Каки, а записать законной можно одну. Но это еще полбеды. Старшая жена бездетная, зато дети есть у средней и младшей. Как быть с детьми?

…Кака уже согласился считать законной одну жену. Какую — он еще не решил, но сдвиг все-таки есть. А вот дети? Тут все растерялись и не знали, что делать….

Окончательный суд был таким: старшую жену Каки записать его матерью, младшую — сестрой, а законной женой — среднюю, причем все дети считаются родными законной жены. Кака знал, что все это будет лишь на бумаге, и согласился….

Дело шло уж к вечеру, когда в тордох влетел, будто спасаясь от стаи голодных волков, Иван — Пурама. Старик закричал:

— Отец Синявин, Куриль, чукчи бегут!… Разбирают яранги. Вот, рядом с вами, Оммай снял ровдугу, а там две семьи укочевали уже, и многие оленей пригнали из тундры… Каку не надо было крестить!… Его жены сказали, что русский бог ребятишек у матерей отнимает».

То есть при крещении сложности были и в Российской Империи. Но это, видимо, было не повсеместно и люди не сильно боялись того, что написано на бумаге, если в реальности для них ничего не изменится.

Группа мальчишек.

Группа мальчишек.

Эскимоска Гапалькынгаунь с дочерью.

Эскимоска Гапалькынгаунь с дочерью.

Однако в послереволюционные годы Советское государство развернуло решительную борьбу с «пережитками прошлого» — многоженством, а также умыканием, калымом и вступлением в брак малолетних. В 1924 году вышло постановление «О дополнениях к Уголовному кодексу для автономных республик и областей». В главе IX «Бытовые преступления», пункте 232 было указано: «Двоеженство и многоженство караются принудительными работами на срок до одного года». Такое же наказание предусматривалось Уголовным кодексом РСФСР 1926 года.

Как люди решали проблему оформления всех документов? Как определяли, какая жена станет официальной, а какая будет считаться матерью-одиночкой? Это уже уму непостижимо, как сложно, должно быть, принять такое решение.

К сожалению, конкретно про чукчей найти информацию не удалось, но она нашлась о башкирах (которые тоже были многоженцами). Вероятно, все действовали по такому-же принципу, что чукчи, что башкиры, что другие многоженцы:

    Приспосабливаясь к советскому законодательству, башкиры-многоженцы стали формально оформлять развод со второй, третьей, четвертой женой, на деле продолжая жить со всеми женами, потому что идти им некуда, за них уплачен калым, их брак оформлен путем проведения религиозного обряда.

    Многоженцев-коммунистов исключали из партии, о чем время от времени сообщала пресса, называя конкретные фамилии. Но все равно проблему решить было сложно. Исходя из партийных документов, в связи с экономической зависимостью башкирок от своих мужей, многоженство (даже среди членов партии) крепко держались в крестьянстве. Предпосылки к этому — экономическая зависимость и несамостоятельность женщины, ее численное преобладание, ранняя выдача замуж.

    Полигиния (многоженство) у башкир сохранялась до 1950-х гг. Причинами сохранения многоженства был, помимо экономической бедности после гражданской войны и голода 1921-1922 гг., дисбаланс мужского и женского населения в пользу последних…

    Источник цитаты: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogozhenstvo-u-bashkir-kak-etnosotsialnoe-yavlenie-v-proshlom-i-nastoyaschem

У чукчей многоженство просуществовало также до 50-60-х годов. Даже если просто логически думать, то, допустим, мужчина завел нескольких жен в 20-е годы ХХ века, когда был еще совсем молодым (в это же время СССР начал бороться с многоженством). Если он прожил лет до 60-70, то как раз и выходит, что фактическое многоженство просуществовало как раз до тех самых 60-х, а то и 70-х годов (тем более, что вряд ли люди мгновенно отказались от вековых традиций и перестали заводить несколько жен, то есть скорее всего, могли продолжать брать вторую и третью жену и в 30-е годы).

И, конечно, весь этот слом традиций, вряд ли произошел так легко. Ладно еще переехать из яранги в избу (хотя и тут не так легко переломить шаблон), но официально отказываться от жен и детей, это уж совсем дело непростое.

И практика это подтверждает

Например, была такая этнограф-северовед, исследовательница Чукотского полуострова — Варвара Григорьевна Кузнецова. В 50-х годах ХХ века она отправилась на Чукотку и долгое время жила с чукчами, полностью погрузившись в их быт. В процессе она изучала их традиции, культуру и прочие нюансы жизни.

Кочевала она с семьей известного в районе человека — первого председателя колхоза «Тундровик» Амгуемского сельсовета — Тымнэнэнтына и его женой Увакай.

Увакай вышла замуж за Тымнэнэнтына после смерти своего предыдущего мужа Гырголя, состоявшего с Тымнэнэнтыном в групповом браке. Когда Гырголь умер, Уакай стала женой Тымнэнэнтына. Ее дети от Гырголя перешли в семью Тымнэнэнтына — шестнадцатилетняя дочь Омрувакотгаут и сын Омрыятгыргын восьми лет.

Муж и жена

Муж и жена

Чукчанки ставят ярангу

Чукчанки ставят ярангу

Увакай умерла 10 сентября 1949 г. У нее случился приступ, она сошла с ума, а 10 сентября умерла (на самом деле ее отравили, но про это, возможно, я еще напишу потом). После смерти Увакай Тымнэнэнтын женился на Эттыкутгэут. Это был его третий брак. При этом на положении работницы в яранге продолжала жить дочь покойной Увакай — Омрувакатгавыт.

Иерархия женщин в семье была жесткой. Хозяйкой дома была жена Тымнэнэнтына (сначала Увакай, потом Эттыкутгэут), ей безоговорочно подчинялась работница Омрувакатгавыт. Обстоятельства экспедиционной работы В.Г. Кузнецовой сложились таким образом, что она имела в семье Тымнэнэнтына самый низкий статус, и ее ежедневное существование во многом зависело не только от настроения хозяйки дома, но и от настроения работницы, особенно во время отсутствия хозяйки.

Можно сказать, что Кузнецова тут выступала в роли рабыни раба. То есть Омрувакатгавыт (дочка прошлой жены) стала по сути служанкой новой жены, что ей вряд ли нравилось. Поэтому она как могла отрывалась за свое унижение, издеваясь в свою очередь над Кузнецовой.

Как писала сама этнограф в дневнике:

«Омрувакатгавыт была в роли хозяйки и уже изменила голос. Покрикивала, начала ругаться. Как она была невозможна в прошлом году, когда еще не было Эттыкутгэвыт. Груба, скупа, жадна, лжива, зла, сварлива, прожорлива — а ей всего лет 16. Но судьба изменчива. Лишилась власти и теперь на положении раба, скотины. Ежедневно ее ругают, кричат на нее, бьют как собаку. В прошлом году это существо едва не отправило меня на тот свет ежедневными издевательствами, руганью, моим голодным существованием, в значительной степени зависящим от нее».

А что касается прочих жителей стойбища, то помимо родственников, кочевавших вместе с ними, у Тымнэнэнтына было два брата: Тымнэлкот и Номгыргын. Обыкновенно одним стойбищем жили Тымнэнэнтын и Тымнэлкот, а яранги стойбища Номгыргина располагались неподалеку. Тымнэлкоту в 1948 г. было 38 лет. У него было две жены — старшая 38-летняя Чейвуна и младшая Тынена. Вот они на фото:

Чукча и две его жены

Чукча и две его жены

В общем, мы читаем свидетельство того, что чукчи практиковали многоженство (и соблюдали прочие устоявшиеся традиционные семейные отношения), хотя на дворе уже 1950 год, и участниками событий являются аж целый председатель колхоза и его братья. Так что получается, что несмотря на все запреты, эти обычаи в самом деле продержались довольно долго.

 


Источник информации о дневниках Кузнецовой — статья Е.А. Михайловой «Фотографии из экспедиции Варвары Кузнецовой на Чукотку (1948–1951 гг.)»; Источник фотографий — сайт kunstkamera.ru

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/