Мой опыт использования мягкого бака для топлива на лодке

Мягкие топливные баки были изготовлены по моему заказу «Тайм-Триалом». Правда, я сразу оговорюсь, что из-за всяких задержек, непредвиденно возникших еще на этапе сборов в путешествие, мне так и не удалось сделать топливную систему яхты такой, какой я ее видел изначально. Да и использовался только один бак из двух, причем работал он исключительно как резервная емкость.

Размышляю о размещении бака

Размышляю о размещении бака

Магкие баки для бензина

Магкие баки для бензина

Мякие топливные баки

Мякие топливные баки

Пустые баки

Пустые баки

Признаться честно, сперва я смотрел на такие мягкие баки с некоторым недоверием. «Бензин! В мешок!?» Но стоило мне реально начать его наполнять, как я сразу успокоился: материал и в самом деле толстый; бак держит форму; швы хорошо проклеены; ничего нигде не разлилось.

Бак мы наполняли, просто положив в кокпит. Для заливки и выливания там имеется 2 соска: один закрыт заглушкой, а на второй навинчен шаровый кран на 3/4 дюйма. В этот кран, когда он открыт, легко пролезает носик типичной канистры, поэтому я без проблем влил туда 3 десятилитровки.

Соски бака

Соски бака

Наливаем бензин

Наливаем бензин

Потом мы закрыли этот кран, с которого я потом снял рукоятку, дабы он не открылся случайно, и настало время думать, как затащить это дело внутрь киля, под кокпит. Ну, скажу я вам, таскать по тесной каюте бесформенный тридцатикилограммовый пузырь — удовольствие на ценителя. Но вдвоем мы справились.

Бак с 20 литрами бензина в нем

Бак с 20 литрами бензина в нем

Бак внутри, под крышкой

Бак внутри, под крышкой

Главное, что в процессе я осмелел, убедившись, что бак не собирается рваться обо всякие твердые выступающий части лодки, и стал его тягать бодрее. Затем я аккуратно запихал его и внутрь киля, закрыв сверху фанерной перегородкой. Вот и все — будто бы никакого секретного бака тут и нет вовсе.

Кстати, после укладки изделия на его штатное место, меня осенило, что наполнять его можно было прямо там! Ведь заливной кран фактически торчит наверх, и залить туда бензин при помощи канистры с носиком можно так, что ни капли топлива не прольется мимо. Но было уже поздно.

Таким бак мы достали в конце путешетсвия

Таким бак мы достали в конце путешетсвия

Словом, покидая цивилизованные места, в Беломорске я залил в один из мешков литров 20 бензина, засунул его кое-как внутрь киля, и на ближайшие недели благополучно забыл об этом недоразумении. Но позже мне все-таки пришлось вспомнить о баке, когда я штормовал у реки Стрельна, а потом и в Мезени — где я купил еще бензина, и снова залил его в бак. Тогда мнение мое постепенно поменялось.

Точнее я и с самого начала понимал, что мягкий бак — это очень хорошо и удобно, однако, меня очень удручало то, что конкретно мои баки не имели специальной фурнитуры, необходимой для простого наливания в них бензина и его дальнейшего извлечения. Да, я по прежнему утверждаю, что в своем изначальном виде, как есть — бак ужасно неудобен. Но надо признать, что в штате Тайм-Триала нету своей Ванги, которая могла бы заранее сказать специалистам, что именно мне требуется. Я и сам этого не знал, когда рисовал схему бака и делал заказ. Но сейчас, вернувшись из путешествия и оглядываясь назад, я все-таки могу уверенно сказать: мягкий топливный бак на яхте — это прямо-таки отличная вещь! В будущем я обязательно доработаю имеющийся у меня килевой мешок и закажу еще один.

Теперь немного подробнее расскажу о своих впечатлениях:

Первое. Изначально меня несколько пугала сама идея заливать бензин в какой-то тряпочный мешок. Комментаторы тоже высказывали сомнения, суть которых в целом сводилась к неуверенности в том, что клеенные швы не разойдутся, а ткань обо что-нибудь не протрется. И вот прошло 2 месяца с того момента, как я впервые использовал бак. Вы знаете — у меня ничего не протерлось и не расклеилось. Фитинги не отвалились, кран не потек, и вообще не случилось ничего плохого. При том, что условия эксплуатации были вполне себе суровыми. Лодку регулярно валяло волнами и иногда даже било килем о грунт, а сам бак, для его наполнения и опорожнения, я был вынужден вытягивать из труднодоступного места, нисколько с ним не церемонясь.

Второе. Изначально моя идея заключалась в том, чтобы использовать те закоулки корпуса, в которые невозможно засунуть ничего полезного. И эта задумка полностью оправдалась. Внутри узкого киля бак располагался просто идеально, и я постоянно забывал о том, что у нас есть некоторый резерв топлива. Ну лежит себе, и лежит, совершенно не занимая какого-бы то ни было полезного объема.

Третье. Я это слово писал в предыдущем пункте — резерв. Бак, лишенный удобного фитинга для его опорожнения, действительно имел чисто резервное назначение. Вылить из него бензин чрезвычайно сложно, а поэтому прикидывая имеющийся у нас остаток топлива я даже особо не брал его в расчет. Просто имел в виду, что там что-то есть, но оперировал исключительно тем, что имелось в канистрах. И как же, скажу я вам, бывало потом приятно все-таки выковырять из под кокпита эту бесформенную соплю и снова наполнить из нее пару 20-литровых канистр! О, да оказывается, у нас еще полно топлива! Разумеется, в будущем я этого так не оставлю и все-таки сделаю систему из всяких шлангов и горловин, чтобы ничего больше не требовалось бы ниоткуда с пыхтением доставать, но даже в чисто заводском виде бак был весьма полезен.

Четвертое впечатление и полезное свойство оказалось совершенно неожиданным. Заключается оно в том, что бак, заполняя собой почти все свободное пространство внутри кормовой части нашего длинного киля, не оставлял места для постоянно заливающейся туда воды. Ну, я надеюсь, что вы в курсе, что в лодке, плавающей по холодному неспокойному морю всегда сыро, и что внутри ее корпуса организованы специальные места для сбора попадающей внутрь воды. У нас эти места расположены под пайолами в каюте, а также в этом вот самом киле. Но под кокпит залезть всегда трудно, и выкачивать оттуда воду (отливную помпу я так и не сделал) — совсем не удобно. При этом, если бы яхту как-то совсем сильно залило бы водой, то бороться за живучесть, пытаясь осушить кормовую часть, было бы очень проблематично. Однако, наш бак эту воду туда просто не пустил бы, и она оказалась бы сверху него. Кроме того, когда он заполнен не под завязку, его вообще можно надуть воздухом, и тогда он создаст некоторую дополнительную плавучесть для всей яхты.

Кстати, оставляя лодку на зиму в порту Нарьян-Мара, я так и сделал — просто уложил на штатное место пустой бак и надул его, чтобы если вдруг осенью внутрь лодки каким-либо образом попадет дождевая вода, то он бы не дал ей заполнить узкое и уязвимое место, чем предохранил бы корпус от повреждений в течение зимы, когда эта гипотетическая вода замерзла бы. Тьфу-тьфу-тьфу — надеюсь, что такого не случится вообще.

Ну и напоследок надо написать, что с носовым баком я немного ошибся. Я планировал разместить его под койкой. Но рундук, находящийся там, все-таки нужен для других вещей, и носовой бак так и пролежал всю дорогу не тронутым. А вот в форпике, который вечно заполнен каким-то мокрым никогда не доставаемым оттуда барахлом — этот бак был бы очень в тему. И именно такой бак я и буду заказывать к следующей навигации.

Хорошо бы дополнить бак шлангом внутри него. Нужна всего лишь одна деталька, которая ставилась бы прямо внутрь обычного крана.

Хорошо бы дополнить бак шлангом внутри него. Нужна всего лишь одна деталька, которая ставилась бы прямо внутрь обычного крана.

В итоге, вы, наверно уже поняли, что я такие баки очень сильно теперь всем рекомендую. А Тайм-Триал, как производитель этих баков, теперь полностью проверен — лично я этой фирме доверяю, испытав ее продукцию лично на свой страх и риск. Осталось вот только доработать немного фитинги, и тогда, пожалуй, даже можно будет забыть о вечном переливании бензина из одних емкостей в другие.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/