Печка для яхты на дровах — мой опыт ее изготовления и эксплуатации в море

Идея конструкции дровяной яхтенной печки пришла ко мне еще осенью.

Печь обложена дровами

Печь обложена дровами

Дровяная яхтенная печка

Дровяная яхтенная печка

Пользуясь САПРом, я быстренько пририсовал печь к модели яхты: она прекрасно разместилась в правом шкафу возле подмачтовой переборки. Конечно, шкаф становился непригодным для хранения вещей, но ради печки этим вполне можно было пожертвовать. В общем, примерно все прикинув, я приступил к воплощению задуманного.

Будущая печка на модели

Будущая печка на модели

По большому счету, у меня получилась самая обыкновенная пиролизная печка, конструктивно сходная с типичными печами, которые ставятся в домах или банях. Она имеет нижний отсек, в котором располагается выдвижной зольник, выше него находится топка, далее идет перегородка (по-моему она называется отражателем), ну и в самом верху, над этим отражателем находится верхний лист, к которому приварен фланец для трубы.

Корпус изготовлен из обычной стали толщиной 5 мм. Зольник и топка закрываются дверцами с достаточно мощными защелками, а в дверцах устроены задвижки, которыми регулируется доступ воздуха в печку. Кстати, на дверцах имеются паронитовые уплотнители, чтобы все закрывалось по возможности герметично. Снаружи корпус дополнительно закрывается экраном из нержавеющей стали.

Суммарную площадь отверстий в дверцах я взял примерно подобную площади таких же отверстий в моей домашней печке: просто вычислил объем ее топки и объем топки моего изделия, вывел из этого коэффициент подобия, умножил на него площадь верхних и нижних поддувов большой печи, и примерно получил, что в дверце зольника нужно 2 дырки по 14мм, а в дверце топки — 4 по 10мм. Вот, собственно, и вся теория.

Схема печки. Для сборки необходимо вырезать фигурные боковые стенки и все внутренние перегородки. Сперва сваривается задний лист с боковинами и одна из внутренних перегородок, затем ставится вторая перегородка. Верхний и нижний листы устанавливаются в самом конце.

Схема печки. Для сборки необходимо вырезать фигурные боковые стенки и все внутренние перегородки. Сперва сваривается задний лист с боковинами и одна из внутренних перегородок, затем ставится вторая перегородка. Верхний и нижний листы устанавливаются в самом конце.

Дальше мне требовалось где-то взять подходящий дымоход. В магазинах такого, конечно же, не продается. Все дело было в том, что мне требовалась весьма узкая труба, 70-80мм в диаметре, а в строймагах продаются трубы, начиная от 100мм. И тут мне на помощь пришел один давний виртуальный знакомый — закоренелый турист и участник форума «Скиталец» — RedRick, в реальной жизни зовущийся Юрием Корсаковым и профессионально занимающийся изготовлением походных печек. Его продукция продается под маркой «Горыныч». Там все реально круто, уж поверьте. Но мне от него требовалась только труба-сендвич по моим чертежам. И он мне ее без проблем изготовил, дополнив трубу разными необходимыми примочками. Труба в итоге получилась с внутренним диаметром 80мм и наружным — 120. То что надо!

Мастер фирмы Горыныч виртуозно изготавливает мне трубу

Мастер фирмы Горыныч виртуозно изготавливает мне трубу

Дома мы испытали печку со вновь приобретенной трубой. Разжигалась она не в пример легче той, что когда-то стояла у нас на тримаране; горела долго и стабильно. В общем, довольные мы отвезли ее в яхт-клуб, где в скором времени я занялся ее установкой.

Мне казалось, что это будет долго и страшно, но нет. Весь процесс занял часа полтора: я отметил то место в крыше рубки, куда должна приходить труба, изнутри просверлил там отверстие, и по этому отверстию прорезал снаружи крышу балеринкой. Печку, которая, кстати, весит килограмм 25, я поставил на фанерную площадку, укрепленную к стенкам шкафа, ну и затем закрыл все это дело накладкой. В том месте, где труба проходит через крышу, я поставил изготовленный Юрием фланец, а зазор между ним и трубой заполнил тряпками и силиконовым герметиком. Вот и все!

Делаю отверстие под трубу

Делаю отверстие под трубу

Труба

Труба

А вот что я могу сказать по итогам эксплуатации яхтенной печки

Какому количеству народа в интернете понравилась наша дровяная печка, которую я установил на яхте — столько же людей написало, что это полная фигня. Мол, она закоптит все паруса и веревки, через трубу поверхность рубки зальет дегтем, а саму трубу оторвет волной или просто в нее будет заливаться вода… На ходу печь нельзя будет топить, так как она будет яркими огнями слепить рулевого и дымить на него, и вся яхта вообще сгорит, ну или по крайней мере сгорит хотя бы шкаф, в котором это печка стоит. Короче, считайте, поставил печь — прощайся с лодкой или с собственной жизнью.

И вот, после окончания трехмесячного путешествия по Белому и Баренцеву морю я всем сообщаю: лодка не сгорела, шкаф не обуглился и даже нисколько не запачкался, с парусами и рубкой ничего не случилось, труба стоит на месте. В общем, печка работала прекрасно, и часто казалась нам чуть ли не горячим сердцем всей лодки; топилась она практически постоянно, что на ходу (и в шторм, и в крен), что на стоянке, и теперь я вообще себе не представляю, как без нее можно ходить.

Печь в каюте

Печь в каюте

Печка в каюте

Печка в каюте

Конструкция получилась очень удачной. Однако, топку, и всю печку целиком можно сделать и немного повыше. Но это совсем не обязательно. Короче, если вы хотите себе нечто подобное — то пожалуйста — все протестировано.

Ну, что сказать про печку? Она, действительно способствует осушке каюты. Она не просто нагревает воздух, но и обеспечивает его циркуляцию, как некое вентиляционное устройство. Печка топится, в трубу вылетает дым вместе с тем воздухом, который она берет из каюты. Это не просто какой-то воздух абы-откуда, а тот, который сперва, будучи нагретым, поднялся к подволоку, вобрал в себя влагу, а затем немного остыл и опустился к пайолам. Там-то он и попадает в воздухозаборник. Новый воздух засасывается с улицы.

Конечно, моя система оказалась не идеальной: например, у нас имеется большая щель между сдвижным люком и брандерщитом. Через эту щель забортный воздух попадает внутрь неконтролируемо. На самом деле нужно сделать там какой-то воздуховод, по которому холодный воздух будет попадать то ли в нижнюю часть каюты, то ли непосредственно под печку, что несколько сложнее. Но что-то из этого я попытаюсь реализовать следующей весной.

Труба в деле

Труба в деле

Теперь напишу про копченые паруса. А точнее, про то, что они вовсе не коптятся. Я, честно говоря, и сам сперва думал, что эксплуатация печки на ходу под парусами будет сильно затруднена из-за завихрений воздуха, которые будут мешать работе дымовой трубы. Но нет, все оказалось совсем не так, как я представлял. На любых курсах воздух свободно проходит ниже грота, он же увлекает туда и дым, который к самому парусу не приближается не при каких условиях. Максимум, что можно закоптить — это оттяжку гика. Но это все мелочи, не заслуживающие никакого внимания. В общем, данный миф разрушен.

Печь

Печь

Дальше. Выпадающие из топки угли при крене. Тоже миф. Топка устроена таким образом, что ее содержимое лежит в основном ниже дверцы, либо в глубине печи. Уж не знаю, какой крен надо получить, чтобы оттуда что-то выпало, но с нами такого не происходило. Ты просто открываешь дверцу, и просто закидываешь внутрь дрова. И дальше наслаждаешься теплом и относительной сухостью.

Что-то так же говорилось о перегреве переборок и обшивки рядом с печкой. Опять мимо. Ничего не перегревается. Во-первых этому препятствует экран, а во-вторых — она не так уж и сильно жарит. В «шкафу», где установлена печка, мы постоянно сушили одежду, и с ней тоже ничего плохого не происходило. При этом, как оказалось, на печи можно вскипятить воду или что-то несложное приготовить, для этого ее жара вполне хватало.

Ну вот, в общем-то и все. Попользовавшись на этот раз уже полноценной печью, а не тем огрызком, что был у нас на тримаране, я в итоге так и не задумался о жидком топливе для обогрева каюты. Не знаю, где как, но на нашем Севере это точно не требуется. Возможно, в более высоких широтах это и пригодилось бы, но к тому времени, как мы до туда доберемся, я наверняка уже сделаю примочку для превращения нашей печки в капельницу — это всего лишь трубочка с краником, заведенная в топку и какой-то кирпич, который надо положить на колосник.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/