Переход на яхте в Россию (все подробности пересечения финско-русской границы)

Если вы решили ввезти купленную в Швеции лодку в Россию, чтобы растаможить ее, то вам сразу понадобится только две вещи: договор купли-продажи лодки с прежним владельцем, и, желательно, любая радиостанция морского диапазона. Опционально, для ускорения всего последующего процесса неплохо бы озаботиться и «официальным» переводом договора на русский язык – я слышал, что его вполне можно сделать дистанционно, то есть отправить скан по е-мейлу в какое-нибудь выборгское бюро переводов, чтобы перевод к вашему приезду уже был готов. Это позволит сократить время растаможки до пары дней. Еще как вариант — можно изначально составить договор сразу на двух языках (русском и шведском), тогда перевод вообще не понадобится.

Знак

Если вы идете на лодке, уже зарегистрированной в России, то договор вам, понятно, не нужен, хватит только радиостанции и судового билета. Мы тут рассказываем про ввоз купленной, но пока не растаможенной лодки, отсюда и некоторые нюансы. Но в целом порядок пересечения границы для всех будет одинаковым.

Выход из Финляндии

Для того, чтобы перейти из Финляндии в Россию, вам требуется прийти на финский остров Сантио — https://yandex.ru/maps/-/CBBeZ-DNOA

Финский остров Сантио

Пункт пограничного контроля для маломерных судов

На этом острове расположен пункт финского пограничного контроля для маломерных судов. Когда подходишь к этому острову по фарватеру, то сразу замечаешь огромный знак, по типу автодорожного, установленный прямо на скалах. Оттуда же видно уже и российские острова, то есть это уже совсем граница.

После захода в защищенный залив на Сантио мы сразу увидали бетонный причал и другой знак, что именно там расположен паспортный контроль.

Знак

Время сейчас, конечно, уже не самое горячее, и потому у причала больше никого не было. Ошвартовались мы без всяких проблем и начали готовиться к завтрашнему визиту пограничников.

Причал

Все инструкции по поводу прохождения границы я получил заранее у более бывалых товарищей. И для тех, кто не в курсе, я сейчас расскажу о своем опыте. Стало быть, на самом Сантио живут какие-то люди, но на территории пограничной части никого нет. Просто вот этот вот бетонный причал, на берегу – маленький домик для персонала, и над этим вот домиком стоит видеокамера, направленная на причал.

Видеонаблюдение

Далее в лесу стоит туалет и еще одно здание с висящим на нем аншлагом, на котором сказано, что любые передвижения тут запрещены и наказуемы. Мы наглеть не стали, поэтому ограничили все свои гуляния тропинкой до туалета.

Туалет

Извещать кого бы то ни было о своем приходе сюда – не требуется. Тебя и так прекрасно видят при помощи видеокамеры и радаров, один из которых торчит над лесом. Поэтому мы просто пришли и занялись своими делами. Погода стояла отвратительная, раздул штормовой ветер, и назавтра прогноз не обещал ничего хорошего. Я планировал совершить переход в Россию через день.

Старый причал

Однако же, следующим утром меня разбудил стук по рубке: на причале нас уже ожидали трое финских погранцов, приехавших сюда на РИБе ровно в 9.00 по местному времени. Ну такие серьезные ребята, все в тактическом снаряжении, обвешанные ножами и пистолетами. Главный пограничник предположил, что мы, вероятно, хотим уйти завтра, так как погода в тот день все еще оставалась очень плохой. И получив утвердительный ответ, вся группа явно расслабилась, что им не придется заниматься оформлением прямо сейчас, и что можно спокойно ехать в пункт постоянной дислокации. Уточнив у меня, что мы планируем стартовать около 11 утра, пограничник сказал, что в таком случае они приедут завтра к 9, и тогда все сразу оформят. На прощание он в очередной раз уведомил меня о недопустимости самовольных передвижений куда-либо, кроме как до туалета, а я попросил у него бланки судовых ролей. Бланки тут же были даны мне для заполнения, и на этом мы распрощались.

Яхта

День прошел праздно, но под вечер мы навели порядок в лодке. А следующим утром я заполнил судовые роли на английском языке и мы принялись нетерпеливо ждать очередного визита погранцов. Благо, погода улучшилась, и мне хотелось поскорее отправиться в путь, полный страшных неизвестностей. И вот, опять ровно в 9 утра в заливе появился катер береговой охраны. Конечно, это был уже не вчерашний РИБ, да и группа теперь состояла из совсем других людей.

Катер погранцов

Финские пограничники

Все процедуры были пройдены быстро и просто: мы привязали собак к кнехтам, чтобы те не мешались; один из специалистов полез досматривать лодку, другому я отдал паспорта и судовые роли. Уже через полчаса все окончилось. Нам вернули документы и пожелали счастливого пути. Правда, досматривающий посетовал на то, что он никак не может найти в лодке огнетушителя, «по финским законам он нужен», но я успокоил его тем, что, мол, «да, по русским тоже, но у меня его просто нет». На том мы и распрощались.

Судовая роль

Все документы

Дальше вы можете пойти двумя путями: либо растаможить лодку в Кронштадте, либо в Выборге. Мы пошли в Выборг (через Брусничное), поэтому рассказываю я именно о нем.

Здесь я должен объяснить, почему мы изначально направились именно сюда, а не в Кронштадт. Тут все совершенно элементарно и прозаично: Кронштадт находится примерно в 150 километрах от Сантио, которые необходимо преодолеть без остановок, двигаясь по Финскому заливу при весьма свежей погоде. В течение светового дня это расстояние на парусной лодке пройти невозможно, и беспрерывно рулить без всяких автопилотов днем и ночью в течение 15-20 часов – это просто тяжело.

Брусничное же находится гораздо ближе. При этом по Заливу нужно идти всего-то километров 40, а дальше начинаются шхеры, по которым ты идешь хоть и медленно под мотором, но все-таки без всякого напряжения. Да и в общей сложности переход составляет всего 80 км, то есть в 2 раза меньше, чем до Кронштадта. Кроме того, в Кронштадте стоянка будет осуществляться в форте Константин на платной основе. В Брусничном же тебя ставят на уединенный бесплатный причал, который находится, по сути, в реке. То есть для маленьких лодок вроде нашей, Брусничное предпочтительнее по всем параметрам.

Кстати, вплоть до момента окончания всех юридических процедур вы не будете поднадзорны ГИМСу, и поэтому вас не должно парить наличие спассредств или прав на управление судном. У нас, например, этих прав на тот момент не было, и никто их ни разу не спросил, даже ГИМС при регистрации лодки. Я сам парился на счет отсутствия прав, но оказалось, что это не критично.

Переход на лодке из Финляндии в Россию по Финскому заливу

Спустя некоторое время наша яхта покинула уютный Сантио. В лавировку мы направились куда-то к воображаемой линии, разделяющей Россию и Финляндию. Вообще, на карте здесь нарисован фарватер, но я подумал, что, вероятно нас это не касается. И вот, из мой радиостанции раздался строгий голос, вызывающий меня по-английски. Было правда, понятно, что говорит это наш, русский человек. Я радостно прокричал в ответ: «Мариехольм на приеме!» И он, так же просто по-русски сказал мне, что я иду не по фарватеру, на что я пообещал ему немедленно туда вернуться, и поменял галс. Также он поинтересовался пунктом моего назначения. Я ответил, что иду в Брусничное, на что он пожелал мне легкого перехода и завершил общение.

Фарватер, по которому нужно идти, нанесен на любую морскую карту, и каждое судно, входящее в русские территориальные воды, обязано двигаться только по нему. Я вернулся на нужный маршрут, и после этого со мной более никто не связывался.

Выборг

Сайменский канал

Постепенно мы добрались до Высоцка. Тут я опять увидел корабли береговой охраны у причала – до зубов вооруженные. Кроме этих кораблей и других судов в порту мы наблюдали обычный русский пейзаж, характерный для населенных мест. По берегам тянулись забросы вперемешку с индустриальными зданиями и каким-то ржавым металлом. Затем был Выборг с его портом, затем начался Сайменский канал. Меня очень сильно беспокоило то, что мало-помалу сгущались сумерки, и я совершенно не знал, как нам проходить первый шлюз. Из рассказов я точно знал, что в ночное время по фарватеру двигаться нельзя. Можно ли в темноте идти по каналу – мне было неизвестно. Но, честно сказать, очень не хотелось блуждать там впотьмах.

Подойдя к шлюзу Брусничное, мы ошвартовались у стенки пред закрытыми воротами шлюза рядом с большим русским лесовозом, ошвартованным тут же. Вылезши наверх я сразу увидал какого-то человека из команды парохода, спешащего к маленькому домику, что укрылся под сенью деревьев. Я обратился к нему, что мол – «а что тут дальше делать?», а человек ответил, что об этом мне расскажут в том самом домике, куда он идет, и где, как оказалось, располагается таможенный пост.

При упоминании таможни у многих в воображении, наверно, возникнет картина с огромной стоянкой, заставленной тысячами машин и толстыми чиновниками, которые с жадными блестящими глазками бегают среди этих машин. Когда ты обращаешься к этому воображаемому монстру в форме, то он, надо полагать, потирая потные ручонки ответит, что мол, извините, но мы сможем заняться вами только через 10 дней. Готовьте денюжки, ха-ха-ха!

Однако, реальность нисколько не совпала с ожиданием. Внутри домика меня ждал очень приветливый специалист. Я бы даже сказал, что он был ласков. Сотрудник таможни, правда, впал в некоторое замешательство, так как сперва не понял, что я иду на иностранной лодке, но быстро собрался с мыслями, скопировал все мои документы, что-то там ввел в свой компьютер и дал дальнейшие инструкции. Однако, мой вопрос о том, могу ли я переночевать где-то там выше шлюза, опять ввел его в некоторый ступор: «Как? Вы не хотите идти прямо сейчас? Но почему? Ничего не понимаю! Ведь все хотят быстрее». Я отвечал ему, что, мол, ночь на дворе, ничего не видно и вообще. Таможенник немного подумал, что-то явно перебирая в голове, и, похоже, вдруг подобрал какой-то сообразный пункт из наставлений в своей памяти, — «То есть вы устали, верно?» Я, разумеется, устал, но конечно, не хотел признавать этого прямо, чтобы не показаться специалисту слабаком, — «Нуу… Есть маленько. Чуточку. Самую малость» «Ага!», — обрадовался таможенник удачному разрешению какого-то своего собственного внутреннего противоречия и удачному применению руководящих документов и Правил, — «то есть вы утомлены, и чувствуете, что дальнейшее продвижение может быть небезопасным?» Фраза звучала как цитата из какого-то документа, так, что я сразу понял, что мне нечего стесняться, и рассказал ему о том, что я замучился уже в край, так как стартовал с Сантио 12 часов назад. И таможенник с радостью объяснил мне, где и как я могу встать после шлюзования, поинтересовавшись заодно, во сколько я собираюсь завтра выйти в сторону Пялли.

В общем не буду расписывать подробно дальнейшее. Когда я покинул таможенный пост, то большой пароход уже отшлюзовался и ушел наверх. Я спрашивал таможенника о диспетчерах канала и о связи с ними, на что он только жал плечами и говорил, что здесь все происходит на автомате. И в самом деле – стоило мне остаться в одиночестве, как ворота перед нами сами собой распахнулись, а светофоры возле них загорелись зеленым. Пройдя этот шлюз, мы остановились на удобной стоянке для маломерных судов, и на следующее утро двинулись дальше.

Переход по Сайменскому каналу для оформления входа в Россию у пограничников

Вообще, Сайменский канал жутко напомнил нам Беломоро-Балтийский. Очень похожая природа, очень похожие переходы между каналами. Маломерки здесь шлюзуют так же, как и большие суда. Сами шлюзы здесь небольшие, уютные, и если считать снизу, то на шлюзах 1 и 2 рымы расположены по правому борту, на шлюзе 3 – по левому, на шлюзе 4 –опять по правому, и на последнем шлюзе 5 – снова по левому.

В общем, ничего сложного – ты просто идешь, а диспетчера наблюдают за тобой по системе видеонаблюдения, никакая связь здесь не требуется. При подходе к очередному шлюзу, камера, как правило, уже готова, и тебе просто включают зеленый светофор. Исключение составляют лишь те моменты, когда кто-то идет тебе навстречу, либо когда большой пароход собирается шлюзоваться попутно – тогда придется подождать. Но в целом здесь все происходит очень просто и быстро.

Так мы и добрались до Пялли. Вдоль камеры шлюза уже прохаживалась пограничница. Я помахал ей рукой и крикнул, — «Здрасте! А мы к вам!», на что она ответила, что, конечно же, уже все знает о нашем передвижении и готова оформлять документы. Ну! Это же родная погранслужба! Нам уже и раньше приходилось общаться с пограничниками, и теперь мы не испытывали ни малейшего напряжения: приветливая женщина, к которой, после подъем воды в шлюзе, присоединился еще один сотрудник. Предполагалось, что досмотр и проверка документов будут осуществляться непосредственно в камере.

Шлюз Пялли

Сайменский канал

Как же это происходило? Пограничнице мы отдали все наши документы: загранпаспорта, судовую роль, собачьи паспорта и справку, договор купли-продажи на лодку. В этот же момент разрушился и миф о необходимости иметь по 20 копий каждого документа – специалистка сказала, что этого не требуется, так как у нее в домике есть копир. Ага, чай не 19 век на дворе. Ну а мужчина-пограничник, вооружившись видеорегистратором, спустился к нам на лодку и принялся ее досматривать. Наташку с собаками мы при этом высадили на берег, чтобы собаки не мешали при досмотре.

Надо сказать, что русская погранслужба досматривает суда значительно дотошнее финской. Я открывал перед пограничником вообще все, что можно открыть, и он заглядывал во все рундучки, ведя видеофиксацию происходящего. Но минут через 15 все закончилось. Нам было велено выйти из шлюза, и зайти в него опять, чтобы отправиться обратно в Брусничное. Не самая удобная система, но зато совершенно ненапряжная в техническом плане.

Мы отшвартовались, я завел мотор, двинулся вперед, и едва покинув камеру, сразу же развернулся. Однако, тут же из громкоговорителей раздались финские ругательства диспетчера, которых я сперва не понял, но пограничник, проводивший досмотр, который теперь ожидал нас с нашими проштампованными паспортами, жестами и криком пояснил, что нам, похоже, надо выйти из шлюза вообще, и ждать у стенки. В самом деле – на воротах теперь горели красные светофоры, и мне ничего не оставалось, как выползти в верхний бьеф на реверсе и подойти к причалу для ожидания непонятно чего.

Вскоре сверху показалась большая яхта с немецким флагом: роскошная большая «Бавария». Чуть позднее сверху пришел большой пароход, для которого, видимо, и готовилась камера шлюза. Пограничники провели на нем все нужные процедуры, пароход отшлюзовался вниз – это все заняло минут сорок – и потом в шлюз, наконец, запустили нас. Пограничники, конечно, занялись немцем, так как мы их более не интересовали.

Шлюзование на Сайменском канале

Наконец, все было кончено, и до шлюза «Цветочное» мы так и прошли вместе, двумя лодками. Просто здесь три шлюза расположены очень близко друг к другу, и как бы не была быстра его «Бавария», в камерах мы неизбежно нагоняли германское чудо техники. А ниже Цветочного шлюза мы остановились у стенки перед аншлагом, указывающим на магазин «Такс Фри». Все-таки нам предстояло безвылазно стоять на Брусничном до понедельника, то есть еще полтора дня, а еда у нас совсем закончилась.

Следуя стрелке на аншлаге и выходя на дорогу, шедшую через мост над шлюзом, я не питал никаких иллюзий по поводу этого магазина, рассчитывая купить хоть что-нибудь. Но к моему удивлению это оказался вполне полноценный, хоть и очень дорогой магазин при обыкновенной русской заправке. С голодухи я там накупил сразу два мешка всякой всячины и довольный побежал обратно. Так мы добрались и до Брусничного, где отшлюзовались, и где начались, собственно, процедуры оформления ввоза нашей лодки. Ну а те лодки, которым растаможивать лодку не надо — сразу могут идти дальше.

Таможенный пункт

Шлюз Брусничное

Продолжение о процессе растаможки лодки, ее регистрации в ГИМС и получении прав на вождение судна можно почитать тут.