Почему карелы не ели зайцев и кур, и чем еще из привычных нам продуктов они не питались принципиально

Читая различные источники о том, чем питались северные карелы, я наткнулась на интересную информацию о том, что они почему-то почти не ели мяса, а питались в основном рыбой, что странно, учитывая, что им частенько в неурожайные годы приходилось голодать и дичь могла стать отличным подспорьем. Тем не менее, карелы, например, принципиально не ели зайчатину.

Карелия

Карелия

Жена Яакко Куйсманена в Лувозере за стряпней

Жена Яакко Куйсманена в Лувозере за стряпней

 

 

Как писал Круковский М.А. в публикации «Олонецкий край» в 1904 году: «Корел не ест зайца, считая его нечистым, не ест раков, куриц, даже куриные яйца ест только на пасху, не ест ничего, что для него ново…«

В принципе, есть зайцев или кроликов запрещал Ветхий Завет. Согласно книге Левит, главе, 11:

    1. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:

    2. скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле:

    3. всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;

    4. только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

    5. и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;

    6. и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас…

По ветхозаветному предписанию чистым является только мясо тех животных, у кого копыта раздвоены, и которые питаются травой (жуют жвачку). Зайцы, как и свиньи, не соответствуют этому определению. Также к нечистым относятся крабы, раки, рыба у которой отсутствует чешуя; дохлое зверье (то есть без выпущенной крови); жареная кровь птиц и животных; конина.

Как вариант — запрет карелы могли взять именно из Ветхого Завета. Да и в целом запрет на употребление свинины или зайчатины строго блюли, например, староверы, которые после реформы Никона, не согласившись с «никонианской ересью», ушли от гонений дальше на север, в том числе и в карельские леса.

Кстати, есть информация, будто многие староверы до середины ХХ века не употребляли в пищу даже картофель. Картофельные клубни они называли не иначе как «собачьи яйца». Распространению устного запрета на употребление картофеля поспособствовало «Сказание от книги, глаголемыя Пандок…». В нем в частности утверждалось, что картофель произошел от растения, которое выросло на могиле блудницы. Однако со временем некоторые из староверов все-таки ввели картофель в свой рацион и стали выращивать его на своих огородах.

А на счет свинины вообще мог быть и двойной запрет. Например, как писал энтограф Дмитрий Константинович Зеленин, у северных карел существовал запрет на свинину и до принятия христианства. Язычники также считали свинью нечистым животным – ведь она употребляет в пищу экскременты, падаль и даже человеческие трупы.

Некоторые ученые пытаются объяснить этот запрет с рациональной точки зрения. Например, ряд специалистов связывает запрет на свинину с инфекционными болезнями, которые свиньи и кабаны могли передавать людям – трихинеллез, оспу и холеру, от которых вымирали целыми деревнями, бактериальный бруцеллез, туберкулез и рожу.

Что касается кур и петухов, то в некоторых источниках утверждается, будто эта птица считалась грязной (хотя, яйца на Пасху красили и ели).

Также запрещено было есть мясо лебедя и медведя — эти животные считались тотемными, то есть якобы были предками древних карел – об этом пишет этнограф Сергей Сергеевич Гадзяцкий. Бытовало суеверие, что съевший мясо такого зверя умрет не своей смертью, и хорошо, если за ним не последует вся семья.

Про это же писал и Круковский М.А. в публикации «Олонецкий край» в 1904 году:

Однажды, после продолжительной голодовки и вынужденного поста, я попал в деревню, где нашлась свежая медвежатина. Корелы убили медведя, шкуру сняли, а лучшие кусочки свежего мяса вырезали и поджарили. Я рад был и медвежатине, хотя признаюсь, ни разу её не ел и относился к ней с большим предубеждением. Отведав медвежьего филея, я остался относительно доволен им, быстро освоился с его своеобразным вкусом и уплетал его за обе щёки; корелы глядя на меня тоже не отставали, и вдруг случилась невероятная вещь. Вошёл один корел-старик в комнату и с отчаяньем в голосе воскликнул: «Да что же вы едите! ведь это поганое!» И не успели мои компаньоны проглотить кусков, которыми были набиты их рты, как с ними сделалась страшная рвота. Один из них глядя на меня, крепился и боролся с подавляющей его тошнотой, но в конце концов не выдержал и последовал примеру товарищей. Эта трагикомическая сцена показала мне, до какой степени корел постоянен и брезглив в своей еде.

В общем да, читая о рационе северных карел, и глядя на него глазами современных образованных людей, при том, что мы не соблюдаем многие ветхозаветные запреты, не боимся многих инфекций (которые для людей прошлого были смертельными, а для нас — вполне излечимыми) и спокойно храним мясо в холодильнике, нам сложно понять — почему люди прошлого не питались привычными нам продуктами. И почему это они голодали при том, что вполне могли завести кур и свиней, или настрелять зайцев и медведей в лесу. Тем не менее для них те запреты не казались странными, а были вполне объяснимыми и рациональными, исходя из их тогдашнего опыта и мировоззрения.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/