Почему люди до сих пор ходят на разборных катамаранах, несмотря на то, что могут приобрести яхту

Я постоянно замечаю такую вещь, что несмотря на доступность всевозможных полноценных мотолодок и парусных судов, многие по-прежнему предпочитают различные разборные конструкции.

Наш катамаран в Баренцевом море

Наш катамаран в Баренцевом море

Плывем на яхту

Плывем на яхту

Такие предпочтения людей хоть и сопровождаются массой доводов, для меня все равно остаются загадкой. С надувными лодками все просто и понятно: как известно, лодки до 200 кг не подлежат регистрации, и если на такую надувнушку повешен мотор до 10 сил, то на него не нужно и прав.

При тотальной любви нашего народа к рыбалке и отсутствии необходимости совершать большие переходы в сложных условиях — такие лодки массовому рыбаку подходят в самый раз. Но есть другая категория — надувные разборные парусно-моторные катамараны и тримараны.

Вообще говоря, если кто не в курсе, то мое увлечение моторно-парусными судами тоже началось именно с надувного катамарана, на который мы пересели с байдарки. Правда, такие лодки, как правило, весят сильно больше 200 кг, их уже надо регистрировать, и управление ими однозначно требует прав. Но тогда мне казалось, что катамаран — это верх простоты. Вроде бы ты собираешь какую-то ажурную конструкцию из труб, крепишь на этом деле 2 баллона, мачту, мотор, и вот она — настоящая морская лодка, «яхта в рюкзаках», как говорили туристы советского времени.

Но на деле все оказалось не так уж и радужно. Да, у таких лодок есть довольно активное сообщество поклонников. Я знаю этих людей, очень их люблю, и всегда неизменно возвращаюсь в это самое сообщество, потому что, так сказать, в нем «живет дух старой школы, ультрахардкор юнити».

Тримаран Финвал, https://karpukhins.livejournal.com

Тримаран Финвал, https://karpukhins.livejournal.com

Катамаран Морской слон, planx.media

Катамаран Морской слон, planx.media

Некоторые особо выдающиеся представители данного сообщества творят настоящие шедевры инженерной мысли. Но при всем моем уважении к этому течению — разборные надувные многокорпусники никогда не станут полноценными яхтами. Они всегда будут проигрывать настоящим лодкам и в комфорте, и в мореходности, и в цене.

Полноценная яхта или катер в наше время стоит совершенно смешных денег. Можно недорого купить лодку, построенную на настоящей верфи настоящими инженерами и сразу же начинать ее эксплуатировать. Однако, приверженцы надувных катамаранов имеют целый ряд доводов в пользу совершенства и превосходства своих конструкций над всеми остальными судами.

И конечно, доля истины в их словах есть:

В первую очередь это мобильность. Надувной катамаран легко отвезти поездом или даже самолетом в любую точку планеты, и оттуда стартовать по своему маршруту. То есть если вы живете в Питере, то вам не надо идти на яхте через весь Севморпуть для того, чтобы покататься на своем судне месяц по Сахалину. Вы просто отправляете разборный катамаран грузовой компанией, платите деньги, и потом спокойно добираетесь на место старта самолетом.

Во вторую очередь — нет необходимости иметь место для хранения такой лодки. Она легко помещается вдоль стенок гаража. «А яхты привязаны к одной марине и на ней можно ходить только по одной акватории!», говорят катамаранщики.

В третью очередь надувная лодка легко вытаскивается на любой берег, не боится мелких мест, камней и прочих неприятностей. И, конечно, она имеет очень малую осадку.

С этим трудно поспорить, но я, как человек, давно перебежавший в жесткокорпусный лагерь, все-таки попытаюсь данные доводы оспорить.

Итак, по первому пункту я могу сказать, что жесткая мореходная лодка доходит до любого места своим ходом, и причем достаточно быстро. Конечно, это требует дополнительных затрат времени, но на самом деле, едва отойдя от причала, ты уже оказываешься в походе.

Кстати, цена доставки полутонного катамарана куда-нибудь из Москвы на Камчатку и обратно — достигает каких-то совершенно астрономических размеров. Уж как по мне, лучше эти деньги потратить на что-нибудь более интересное.

Второму пункту мне, действительно, сложно что-либо противопоставить. Да, жесткую лодку нужно где-то хранить. Однако, даже если ты не привозишь ее к себе домой (что дорого и трудно), то цена хранения оказывается не очень высокой. Все сильно зависит от конкретного места.

Перейдем теперь к третьему пункту, который обычно вызывает самые жаркие споры. Мой первый контр-вопрос всегда звучит примерно так: а зачем лодку вытаскивать на берег? Нет, в самом деле! И, действительно, оказывается, что любой лодочник, чья лодка весит более тонны, вне зависимости от ее типа и конструкции, приходит к тому, что проще стоять на якоре.

На берег свои суда продолжают тащить только самые убежденные, но и у них со временем заканчиваются силы. Оказывается, что проще и безопаснее во всех смыслах — отдать якорь в удобном защищенном месте.

В нагрузку к этому пункту обычно идет аргумент о малой осадке надувного катамарана, но на деле оказывается, что все не так однозначно. Осадка надувного катамарана баллонами, в самом деле, составляет всего-то сантиметров 30. И казалось бы, с такой осадкой можно залезть хоть к черту на рога! Но нет. Тут всегда вспоминается, что у катамарана есть еще и рули, опущенные в воду примерно на метр, и мотор, торчащий вниз сантиметров на 40. Рули, разумеется, можно поднять, но полноценно идти в таком положении малореально, а заход в любое узкое место на любой лодке всегда осуществляется по безопасной глубине, на которой ты точно не отобьешь хрупкие рулевые перья.

Кстати, даже на тримаране, который уж был жестким, но все-таки оставался немножечко разборным, я так же избегал глубин менее 2 метров. И в итоге, сев потом на килевую яхту с осадкой в 1.5 метра — я не почувствовал почти никакой разницы. Понятное дело, что в какую-нибудь реку теперь на пузе не заползешь, но ведь зато я смогу пройти чуть дальше. Кроме того стоят серьезные разборные катамараны не дешевле, чем яхты — у моих знакомых стоимость катамарана явно превышает и 250 000 рублей, и даже полмиллиона. А надежность у них не такая как у яхты. Да и комфорт не сравнить — каюта яхты и каюта на катамаране — это небо и земля.

Катамаран Котоярви

Катамаран Котоярви

Катамаран Мурман. Автор фото - Андрей Литвинов

Катамаран Мурман. Автор фото — Андрей Литвинов

Да, есть в России пара монструозных катамаранов, у которых каюты — большие, эргономичные и комфортные, но это единицы (один из таких — Котоярви). И в основном катамаранщики даже не ночуют на судне, а спят на берегу в палатках, что повышает риск встречи с хищниками, да и просто неудобно таскать все вещи туда-сюда, разбирать палатку, искать место для лагеря и вот это всё. В общем, приверженность катамаранам для меня остается загадкой, но как ни странно, у этих видов судов в России еще довольно много последователей.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/