Простейший способ борьбы с конденсатом на яхте

На самом деле, вовсе не волны, ветер, камни и белые медведи больше всего портят путешественнику жизнь в северных походах. Лодку, лежащее в ней имущество, продукты, настроение экипажа и прочие ценные вещи портит самый обыкновенный конденсат. Да-да, именно из-за него гниет древесина, все зарастает плесенью, мокнет одежда, отказывает электроника и ржавеет оружие. Конденсат, текущий ручьями по бортам — это и есть главный враг водного туриста.

Стол

Стол

В каюте

В каюте

Думая о методах борьбы с данным явлением, первой на ум приходит мысль об улучшении теплоизоляции. Но тут все не так однозначно. К теплоизоляции необходимы еще 2 вещи: отопитель и хорошая вентиляция. Попробуем рассмотреть все проблему более подробно.

С сыростью в лодке сталкиваются вообще все, кто ходит по более-менее холодным местам. И некоторые решают эту проблему довольно просто, оклеивая внутренности ковролином или автомобильным карпетом. Но это, на самом деле, только скрытие проблемы. Ковролин и карпет очень тонкие, достаточной теплоизоляции они не обеспечивают. И поэтому влага по прежнему выпадает на внутренних поверхностях каюты, просто она перестает быть видимой благодаря ворсу обивки. И эта обивка продолжает мокнуть, плесневеть, мочить окружающие вещи и саму яхту или катер.

Тогда стандартно людям приходит мысль сделать теплоизоляцию толще. Мол, борт будет менее холодным, и роса-де не будет на нем выпадать. Мы, естественно, всегда шли аналогичным путем и использовали для теплоизоляции пенополиэтилен. Расчеты на каких-нибудь онлайн-калькуляторах вполне могут показать, что с такой изоляцией все будет замечательно, но по факту оказывается, что нет. Роса по-прежнему выпадает, содержимое рундуков по-прежнему мокнет и портится, а плесень лезет буквально изо всех щелей.

Если учесть, что все это дело, как правило, дополняется еще и неким отопителем, то иной раз, каюта может вообще превратиться в некое подобие плавучей турецкой бани. Ты топишь, сидишь в клубах пара, но ничего вокруг тебя не сохнет. В конце концов, такая ситуация доведет кого угодно до ручки. Я ответственно заявляю, что когда ты сидишь в окружении льда, а тебе на голову с заплесневелого потолка капают капли — это одно из самых печальных переживаний, с которым может столкнуться турист.

В общем, все дело тут в том, что на северных морях всегда очень влажно. Бывает даже такое, что ты идешь вроде-бы солнечным днем по тундре вдоль моря, а одежда на тебе все равно намокает. Что уж говорить о каюте лодки, которая вообще целиком плавает в воде.

В начале я упоминал о вентиляции, но одной вентиляцией помещение высушить не удастся. Поступающий внутрь каюты воздух необходимо еще и греть. Так, кстати, устроен автомобильный отопитель, который постоянно продувает салон подогретым забортным воздухом. Смысл этого очень прост: в более теплом воздухе как-бы может содержаться большее количество водяного пара, чем в более холодном. Таким образом, совершенно насыщенный влагой воздух с улице подогревается, и получает способность вобрать в себя еще некоторое количество воды, находящейся в помещении. Далее нам необходимо просто выкинуть этот мокрый воздух поскорее обратно на улицу, чтобы он не успел остыть в каюте, и чтобы вода, содержащаяся в нем, не выпала бы опять на какой-нибудь спальник.

К чему я это все веду? К тому, что в холодном море печку желательно топить постоянно, да еще и при постоянно продуваемой каюте. Очевидно, что дизельные или газовые отопители для этого не подходят. Для такого режима работы требуется только дровяная печка, топливо для которой бесплатно и валяется кругом в избытке. На тримаране у нас была и какая-никакая теплоизоляция, и дровяная печка. Но не было достаточной вентиляции, поэтому нам было тепло но сыро. На яхте же у нас теперь есть и теплоизоляция, и мощная дровяная печка, которую я пока не доделал, и главное — там теперь имеется возможность продувать всю каюту с огромной эффективностью.

Кстати, ко всему этому я вспомнил любопытную вещь. Как-то раз, читая блог Свена Ирвинда, я увидел пост, посвященный конструкции иллюминаторов на его лодке ExLex.

Речь в моем посте шла о борьбе с конденсатом, который выпадает на всех внутренних поверхностях каюты. Ирвинд же, строя очередную свою лодку, придумал весьма оригинальный способ осушения воздуха внутри своей крошечной каютки.

Собственно говоря, я упоминал, что в теплый воздух «вмещается» больше водяного пара, чем в холодный. Если теплый и влажный воздух охладить, то «лишняя» вода из него выпадет в виде капель. И при попадании теплого и очень влажного воздуха на любую чуть менее теплую поверхность, вода выпадает на этой поверхности в виде этого самого зловредного конденсата.

Конечно, если такой охлажденный воздух, из которого выпала часть влаги, опять нагреть, то он снова сможет вобрать в себя некоторое количество воды, например, из мокрых носков экипажа. Далее воздух в очередной раз попадет на что-то холодное, где вода, переносимая из мокрых вещей, выпадет в виде росы. В автомобиле все это решается просто: внутри отопителя постоянно работает вентилятор, прогоняющий уличный воздух через горячий радиатор, и далее, этот теплый воздух, пройдя через салон, вместе со всей вобранной в себя сыростью, вылетит на улицу. Дальнейшая судьба упомянутой сырости нас не интересует. Но маленькая лодка — не автомобиль. Там нет возможности ни постоянно крутить электрический вентилятор, столь эффективно грея воздух на радиаторе печки, ни организовать столь мощную продувку в салоне. Иллюминаторы, тонкие незаизолированные места обшивки, и даже просто металлические части (головки шурупов, например) — постоянно будут потеть. С них постоянно будет течь вода, от которой так сильно хочется избавиться.

Так вот, Ирвинд, готовя свою лодку к плаванью в холодных водах, сказал — «А зачем нам, собственно, толстые и теплые иллюминаторы? Пусть они будут холодные! Я буду собирать на них лишнюю воду, и даже специально сделаю их из стекла, а не из пластика, чтобы они были еще более холодными».

И действительно, ведь таким образом можно получить самый настоящий осушитель воздуха. Главное — собрать росу, постоянно текущую со стекол и удалить ее за борт. Я тоже крепко задумался о воплощении подобной идеи и решил просто не утеплять борта надстройки. У меня там тоже имеются большие иллюминаторы, окруженные стеклопластиковой стенкой. Так почему бы не попробовать приклеить желобок в нижней части надстройки, где она переходит в потопчину? Вода по желобку самотеком будет сливаться в какие-нибудь емкости, которые я собственноручно буду иногда выливать за борт.

Так завладела и мной идея попытаться осушить внутри каюты воздух, нагретый печкой, при помощи спеиально приспособленных для этого поверхностей.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

RelatedPost