Рассказываем о нашей яхте, ее ходовых характеристиках и обустройстве

В мае 2018 года мы купили в Швеции яхту IF-boat (International Folkboat), 7.87 метра (26 футов), осадка – 1.2 метра. Про процесс покупки мы писали здесь, а сейчас расскажем про саму яхту: технические характеристики, наши впечатления и т.п.

Плывем на яхту

Плывем на яхту

Наша яхта

Наша яхта

IF-boat это потомок культового деревянного Фолькбота, который был переосмыслен в 60е годы и воплощен в стеклопластике. И это, на мой полярно-туристический взгляд, очень правильная лодка. Она имеет не очень большую осадку, и при этом она очень низкая. Это, конечно, немного понижает комфорт, однако, людям, прошедшим через разные самопальные лодки, через байдарки и надувные парусные катамараны – на это просто глубоко плевать.

У этой яхты длинный киль, выполненный заодно с корпусом лодки и идущий по всей его длине, скажем так. Обводы таких корпусов очень старомодны. В силу чисто физических причин они имеют большее сопротивление, чем корпуса с плавниковыми килями – теми которые крепятся к корпусу на болтах. Но вместе с тем, длиннокилевая яхта гораздо более надежна. Да, она не поставит рекорд скорости. Но зато ее днище никогда и не даст течи, так как там просто нет никаких соединений. Такой киль невозможно оторвать – это просто продолжение днища. Такой корпус совершенно не страдает от слемминга (не шлепает днищем по воде на встречных или попутных волнах) просто в силу того, что имеет глубочайшую и острейшую V-образность и способен плавно разрезать воду по всей свой длине.

Наша яхта

Наша яхта

Готовим лодку к спуску на воду

Готовим лодку к спуску на воду

Эта яхта относится к «тяжелым». А тяжелая яхта имеет отношение балласта к водоизмещению более 50%. И на ИФе такое соотношение составляет 58%, то есть при водоизмещении в 2150 кг, вес балласта составляет 1247 кг. Все остальное – это вес самой лодки и груза, который она везет. Чем, по моему мнению хорош тяжелый балласт? Все тем же – плавностью хода. В придачу к «глубокому вэ» мы получаем еще и огромную инерцию, которая исключает любые резкие удары и рывки.

И еще немаловажный момент. Лодка изготовлена в 1972 году, а это значит, что там и в помине нет никаких сендвичей и других современных фишек. Только монолитный стеклопластиковый ламинат в палец толщиной, только хардкор! В общем, судя по всему, это должна быть практически вечная, неубиваемая, надежная и безопасная лодка. Да-да, низкие технологии, никакой экономии на весе и материале. Все именно так, как мы любим!

Первые впечатления от лодки

Когда мы впервые увидели нашу лодку, в первый момент она имела весьма удручающий вид. Гелькоут на бортах идеальный, но краска с какими-то разводами, необрастайка на днище с проплешинами. А все, что выше бортов – палуба, каюта, люки, и прочее – вообще выглядело совершенно отстойно. Трещины, застарелые сколы, грязь, пыль, тлен. Серые и местами поломанные деревяшки. Внутри каюты пустота. Иллюминаторы от времени все растрескались. Ну так а что же мы хотели за 60 тысяч? Вот, получите и распишитесь. В тот вечер мы даже как-то приуныли.

Но лодку надо было готовить к сбросу на воду. Мы привезли с собой кое-какие материалы и инструмент. Множество средств по уходу я так же нашел здесь же, в рундуках. Работа закипела. Уже на следующий день я склеил сломанный румпель, пропитал все дерево специальной пропиткой. Я починил люки и подкрасил проплешины прилагавшейся к лодке краской. Всякие грязные разводы на поверку оказались просто пылью, которую мы успешно счистили щеткой. Подготовительные работы продолжались, и по прошествии еще одного дня, наши первые негативные впечатления начали сменяться настоящим восторгом! Яхта оживала на глазах, приобретая вид нормальной лодки, которая не пойдет ко дну, едва коснувшись воды. Она нравилась нам все больше и больше.

Готовимся к отплытию

Готовимся к отплытию

На лодке

На лодке

Наконец, мы отправились в гости к другу прежнего владельца (сам владелец уехал куда-то далеко и надолго), и тот отвел меня в кладовку своего дома, откуда мне надлежало забрать некие вещи. И тут оказывается, что к лодке прилагается просто огромная куча всякой всячины! Трудно даже перечислить, что там было – подвесной мотор, 5 парусов, дверцы шкафчиков, огромная куча разных дельных вещей, крепежа, красок, всяких примочек. Там были даже подушки! Там была целая куча кранцев! Дикое количество качественных яхтенных веревок, швартовых и каких-то шнурков! О да, полный фарш! Судя по всему, прежний владелец потихоньку ремонтировал яхту, да так и не закончил это дело. Когда мы привезли все это к лодке и начали прилаживать на свои места, то тогда она стала и вовсе прекрасной, аж глаз не оторвать. Мотор, к слову, Ямаха – почти что новый, только сильно сгоревший на солнце.

И настал тот день, когда к нашей яхте ровно в назначенное время подъехала специальная машина, таскающая лодки по стоянке. Она подхватила яхту и повезла ее к крану. Кран легко поднял нашу лодочку и опустил в воду. Орудуя отпорным крюком и мотором, заведшимся с трех рывков шмургалки, мы отошли к указанному нам бону и продолжили подготовку. Яхта только хорошела. А когда мы поставили с помощью специального крана мачту, и когда я снарядил поднял практически новые паруса – грот и геную, то нашему восторгу не было предела. В довершение я обработал все, до чего смог дотянуться специальной полиролью, и тогда гелькоут засиял как зеркало.

Хождение на яхте под парусом

Я сразу напомню, что я ни разу не парусник по жизни, и до этого 90% всех расстояний проходил на своих лодках под мотором. Исключение составляли только байдарки, на которых мы, действительно, ходили в основном под парусом. На тримаране и катамаране тоже пытались ходить под парусом, но он имел обычно вспомогательную функцию и использовался редко.

На первом же переходе выяснилось, что под мотором лодка не хочет нормально идти ну просто ни в какую. Однако стоило поставить паруса, как оказалось, что мотор ей как бы и не очень сильно нужен. Нет, мотор, естественно, необходим при движении в узких и опасных местах или в штиль. Но если ты хочешь идти куда-то далеко – то просто ставь паруса и иди. А яхта у нас заводская, созданная инженерами, поэтому ставится все исключительно легко.

Идем по Балтике

Идем по Балтике

Идем по Балтике

Идем по Балтике

По мере накопления опыта у меня даже начало получаться ставить и убирать все при умеренном ветре в одиночку: дело в том, что лодка достаточно сильно приводится, то есть если просто бросить руль, то она сама развернется носом на ветер. И в этот самый момент можно ставить грот. Просто вытягиваешь фал и завязываешь на утку, закрепленную на мачте.

С гротом лодка, понятное дело, приводится еще сильнее и настает время переднего паруса. Закрутки у меня нет, поэтому стаксель пристегивается на раксы к штагу. В убранном состоянии он хранится свернутым и убранным в кису, которую я креплю резиновой застежкой к носовому рейлингу; раксы, естественно, остаются на месте, я их не трогаю. Ну и вся постановка – просто сдернуть кису, бросить ее в форлюк, пристегнуть оба шкота, и так же тянуть за фал, пока стаксель не расправится.

Я тогда еще не понимал ее назначения. Но вот мне попала в руки хорошая умная книжка, и после ее прочтения все встало на свои места. Оказывается, стальной кусок фала так и должен быть стальным! Просто после подъема стакселя трос надо мотать на барабан лебедки и этой лебедкой набивать, ведь натяжение передней шкаторины стакселя есть важная настройка, влияющая на его форму. С этого момента все стало получаться еще проще и быстрее.

Ну окэй, паруса поставили, можно перебежать в кокпит, схватиться за румпель, и идти, куда нам надо. Я еще раз повторю, что в эксплуатации парусов я человек совершенно неопытный; о всевозможных их настройках знаю очень мало; сакрального смысла им не придаю – просто разновидность движителя, и не более. Но даже со столь неопытным парусником на руле, лодка, действительно идет туда, куда нужно. Если пытаться описать это ощущение двумя словами, то звучать это будет как «легко и приятно». Да, действительно, на первых порах достаточно просто выбрать шкоты, как это подсказывает интуиция, и лодка просто поедет вперед. Это сейчас я уже знаю такие умные слова, как, например «твист» или «положение пуза», но даже когда я всего этого еще не знал, для меня явилось настоящим откровением, что парусная яхта, неожиданно, под парусами ходит в полтора раза быстрее, чем под мотором.

Ну, собственно, по итогам трехмесячного хождения на яхте я могу сказать следующее. Ходить можно примерно, чисто на глаз, под 45 градусов к истинному ветру. Лодка при этом получает большие крены, но когда ты сидишь раскорячась в кокпите, то не испытываешь по этому поводу никакого напряжения. Ну накренилась и накренилась, подумаешь? По воде гонит большие волны, но они тебя нисколько не пугают.

Иной раз у меня даже закрадываются смутные опасения по поводу того, что из-за вот этого вот чувства безопасности я могу что-то сломать в рангоуте или корпусе, перегрузив их в попытках идти круче и быстрее. Например, у меня ни разу еще не возникало желания зарифить грот, хотя ветра бывали и до 15 м/с. Вот так сидишь, значит, на руле, слышишь как из каюты раздаются Наташкины недовольные возгласы, и как там катается различный незакрепленный скарб, и думаешь – «а не погну ли я сейчас мачту?». Хотя, по личным ощущениям, ничего такого не происходит. То есть лодка кажется очень надежной и мореходной.

Наша лодка

Наша лодка

В кокпите

В кокпите

Тут, кстати, есть еще одна плюшка, которая, как я понимаю, характерна для всех килевых яхт. Чисто «по паспорту» ИФ имеет достаточно низкий надводный борт, чуть ли не 60 см. Однако, на деле, при ходе с креном, наветренный борт возвышается тем больше, чем сильнее этот крен. И когда подветренный ватервейс касается воды, то с наветренной, стороны он возвышается метра на полтора! А в кокпит, дополнительно защищенный еще и фальшбортами, практически не попадает ни единой капли брызг. Про заливание надо заметить, что даже при движении очень острыми курсами, против большой крутой волны, все эти брызги каким-то странным образом пролетают мимо.

В общем, вот такие у нас пока итоги. В целом мы очень довольны, хотя конечно я планирую будущие доработки. Но ИФ безумно мореходен и быстроходен- это уже можно сказать с полной уверенностью.

Как все устроено в каюте

Что касается нашего быта на лодке, то каюта для двух человек и двух собак оказалась вполне обитаема. Места полно. Места для всяческих вещей – ну просто немеряно, влезает все, включая три старых паруса, которые я везу на всякий случай, чтобы добро не пропадало.

Напомню, что с лодкой мы сразу после покупки ничего еще не делали, а в процессе перехода из Швеции в Россию эксплуатировали как есть. Конечно, впереди нас ждут еще кое-какие доделки, например, на яхте надо сделать печку, поставить ветряк, установить раковину, все утеплить, поменять потрескавшиеся люки и т.п.

Про кокпит особо писать нечего, на фото в общем все видно. А вот про каюту расскажу подробно.

На яхте

На яхте

Навигатор и эхолот

Навигатор и эхолот

Так выглядит каюта со стороны входа. С боков два рундука. На них можно сидеть и при желании спать. Можно навалить туда кучу разного барахла. Над ними навесные шкафчики. В центре — съемный столик. Далее два шкафа с двух сторон, и в самом носу — двуспальная койка.

В каюте

В каюте

Под койкой у нас установлен биотуалет. Кто-то, быть может, удивится тому, что он стоит рядом со спальным местом, но куда его еще деть на маленькой лодке? Именно в изголовье носовой койки штатно устанавливаются биотуалеты во всех небольших яхтах — там предусмотрено специальное место для него. Можно было бы поставить его у входа, возле стола или кухни, но туалет рядом с едой — вряд ли сильно лучше, чем рядом с кроватью. Кроме того, если не жалеть реагент, заливаемый в фекальный бак, то совершенно никаких запахов даже в жару не будет.

Каюта

Каюта

В каюте

В каюте

А туалет на лодке это, конечно, вещь. Как мы обходились без него? Стоит он примерно 3500 рублей в России, и реагент еще около тысячи, а хватает этого реагента месяца на два, на двух человек. В какой-то шибко умной статье даже высказывалась мысль о том, что туалет внутри лодки является важным элементом безопасности: мол, человек, раскорячившийся в позе орла где-то снаружи имеет высокие шансы оказаться за бортом. Я совершенно согласна с автором, ибо с содроганием вспоминаю то, как данный вопрос решался на наших прежних лодках. Особенно весело бывало в штормовую погоду.

В каюте

В каюте

Кровать

Кровать

Над кроватью расположен форлюк. Как следует из названия — просто передний люк. Тоже отличная штука — в жару на кровати самое прохладное место за счет того, что все продувается. Ну и в целом удобно, что прямо с лодки можно сразу попасть сюда, минуя вход. Так же при постановке парусов Петька закидывает через него внутрь солнцезащитные чехлы.

Сама кровать выглядит так. Она довольно просторна, вдвоем спать удобно. На ней лежат доставшиеся от предыдущего хозяина подушки. Эти подушки стандартны, такое ощущение, что они есть буквально на каждой шведской лодке. На кровати для мягкости мы подстелили пенку, что также нашлась на лодке. По краям от кровати на стенах небольшие полочки для всякой ерунды. Возможно, где-то рядом мы сделаем в будущем ложементы для оружия.

Кровать

Кровать

Кровать

Кровать

Подушки и спальники мы складываем в один из шкафов. Сейчас тут еще лежит только что постиранное белье. Вся одежда в гермомешках, а также верхняя одежда просто так свалена в другом шкафу. Вообще, удобная система хранения. Разве что в будущем мы сошьем какие-то большие непромокаемые мешки на молнии, чтобы в них одежда не мялась, а пространство шкафа использовалось рациональней.

Одежда в шкафу

Одежда в шкафу

Спальники в шкафу

Спальники в шкафу

От шкафов и кровати вернемся в кухню-столовую. Тут на фото стол, на рундуке импровизированная корзина для мусора и Сева. На стенке висит модная керосиновая лампа, доставшаяся от предыдущего хозяина. Тоже удобная штука. В навесном шкафу лежит всякая хозяйственная мелочь. В рундуке под Севой — еда. Места в нем — очень много.

Стол

Стол

В рундуке

В рундуке

У входа под кокпитом расположены продолжения боковых коек — так называемые «гробы» — и там также много пространства для хранения. В «гробах» и рундуках под ними лежит весь наш инструмент, генератор и т.п. Также стоит канистра с пресной водой. И еще одна канистра под ступенькой у входа.

В каюте

В каюте

В каюте

В каюте

С другой стороны каюты такой же рундук с едой, шкафчик с посудой. В одном из отсеков лежит модная спиртовая плита. На время готовки мы ее достаем и ставим на рундук.

Спиртовая плита

Спиртовая плита

Каюта

Каюта

На стенке висят рации, роутер, барометр. На шкафу — ноутбук.

Модем, рации

Модем, рации

В каюте

В каюте

Под кокпитом — ящик с бутылками для воды, ведро для воды (потом вместо него купим еще канистру), а также емкость со всякими хозяйственными принадлежностями для уборки. В полу тоже сделаны отсеки, в которые стекает вода, попадающая в каюту. Но вообще воды там нет, так что в отсеках хранится всякое барахло, не боящееся влаги.

Вид сверху

Вид сверху

Пол

Пол

В общем, лодка — огонь, мы ужасно ею довольны. Потом ее доделаем под себя и будет вообще все чудно.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

Для выбора

Поставили лодку на кильблок из цепей и бруса...
views 0
Не знаю, кому как, но лично мне подъем и спуск лодки кажутся двумя самыми страшными манипуляциями, которые требуется проводить как минимум два раза ...
Как выбрать и купить яхту в Швеции...
views 2
Купить лодку можно в разных странах, но мы остановились именно на Швеции, и рассказывать будем конкретно о ней. Чем удобна Швеция, так это тем, что ...
Переход на яхте в Россию (все подробности пересече...
views 2
Если вы решили ввезти купленную в Швеции лодку в Россию, чтобы растаможить ее, то вам сразу понадобится только две вещи: договор купли-продажи лодки...
Как растаможить яхту в России...
views 6
В предыдущей части мы рассказывали о том, как ввезли лодку в России из Финляндии, затем прошли Сайменский канал, отметились у русских пограничников,...
Как зарегистрировать лодку в ГИМС (постановить яхт...
views 4
Многие владельцы яхт почему-то очень негативно относятся к вопросу регистрации маломерного судна в ГИМС и даже изыскивают какие-то лазейки в законах...
Как я получал права на управление яхтой...
views 1
В 2018 году я решил-таки получить эти несчастные права судоводителя маломерного судна. Самый простой способ — оплатить обучение какой-нибудь учебной...
Про нашу новую шведскую яхту...
views 9
Мы уже писали, что в этом году мы не поехали в Арктику, а неожиданно для самих себя отправились в Швецию, чтобы купить дешевую яхту (она обошлась на...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий