Ремонт подмачтового бимса на яхте

Весной мы благополучно сбросили нашу лодку на воду и казалось, что остается только немного подновить ее интерьер, как она уже будет готова к эксплуатации, но не тут-то было: после разборки шкафов я смог, наконец, увидеть во всей красе наш подмачтовый бимс. Он был ужасен!

Так мы обнаружили сгнивший бимс

Так мы обнаружили сгнивший бимс

Все гнилое

Все гнилое

Для тех кто не в курсе, объясню. Мачты на яхтах ставятся разными способами. Где-то мачта проходит сквозь рубку и своим шпором упирается прямо в киль; где-то она ставится на рубку сверху, а внутри каюты проходит пиллерс — вертикальная опора, передающая нагрузки от мачты так же на киль. А где-то, как у меня, например, мачта стоит на горизонтальной балке, которая подкрепляет крышу рубки, и сама, в свою очередь, опирается на 2 мощных переборки, которые распределяют все возникающие в системе силы по всей обшивке лодки. Мачта же создает довольно большие нагрузки, так как она растянута вантами, на нее воздействует ветер, и так далее. Чертежей я тут рисовать не буду, и просто поверьте мне на слово, что подмачтовому бимсу на ИФе живется достаточно тяжело. И так уж устроена эта лодка, что со временем эта важная деталь сгнивает и теряет свою прочность.

То, что я увидел, очень огорчило меня. Стеклопластиковая оболочка, которой оклеивается деревянный бимс, была разорвана. И вообще все это выглядело каким-то провисшим и даже сломанным посередине. Сперва я подумал, что можно ограничиться каким-нибудь мелким ремонтом, вроде прикладывания подорожника, но когда я вскрыл оболочку при помощи болгарки, то выяснилось, что народными средствами тут дело не ограничится.

Бимс, набранный из фанеры, был мокрым настолько, что с него буквально текло. При этом я даже не мог понять — то ли в середине он сломан, то ли там он стал настолько мягким, что просто свободно прогибался под мачтой. Короче говоря, мне стало совершенно очевидно, что деталь нужно удалять полностью и заменять на что-то другое.

Прежде я уже изучал аналогичные темы на иностранных форумах, поэтому решил придерживаться стандартного плана действий с небольшой импровизацией. Шведы с немцами предпочитают аккуратно доставать бимс целиком, но мне это показалось слишком долгим и трудоемким. Сперва я срезал основную массу стеклопластика вокруг гнилой деревянной балки. Далее я попытался при помощи стамески расщеплять бимс по слоям и удалять их частями. Но фанера хоть и стала мягкой, однако разбираться по кускам она не хотела. Тогда, при помощи дрели я аккуратно высверлил среднюю часть, делая отверстия одно рядом с другим — и тогда дело пошло.

Высверливание

Высверливание

Остатки сгнившего бимса

Остатки сгнившего бимса

Вскоре я почувствовал себе настоящим стоматологом. Наконец, был разломан и удален последний слой, и то, что когда-то было крепкой балкой, теперь лежало мокрой гнилой грудой на полу под моими ногами. «Слава богу, что я не знал об этом, когда забирал лодку в Гетеборге», думал я. Ведь если бы мне было известно о том, что наша мачта практически висит в воздухе, то вряд ли мы смогли бы спокойно дойти до Выборга. Таки все оказалось вполне рабочим даже с полностью разрушенным бимсом.

Да, произошедшее весьма прискорбно, но довольно быстро я придумал, как я поставлю в это место новую, уже стальную балку. Существует такое мнение, что, мол, как можно пихать сталь в композитную или деревянную лодку? Да очень просто! Стальные детали прекрасно сочетаются с деревянными, крепятся к ним легко и надежно.

Подготовка к установке

Подготовка к установке

Когда-то, когда я еще строил наш тримаран, я и сам сильно переживал по этому поводу. Дело в том, что тримаран был не простым, а секционным: его центральный корпус, являвшийся самой нагруженной частью, состоял из четырех секций, которые я решил соединять при помощи стальных книц. Более опытные товарищи успокоили меня тем, что, например, стальная пластина, прикрепленная к фанере при помощи болтов — вовсе не висит на этих болтах, а держится на поверхности благодаря силе трения. Ведь болты сильно прижимают ее к фанере или стеклопластику, работая только лишь на растяжение, и наши детальки держатся всей своей площадью, которой они контактируют друг с другом. Кроме того, оказалось, что данное соединение можно дополнить еще и клеем, который придает ему дополнительную прочность.

Если попытаться просто так приклеить металлическую деталь к деревянной поверхности при помощи эпоксидной смолы, то шов рано или поздно разрушится. Дело тут в различных коэффициентах температурного расширения деталей. Однако же, если сталь с деревом при этом будет стянута болтами, то с клеевым швом ничего плохого не произойдет. Во-первых, болты при затяжке создадут огромное давление между деталями и слой клея станет микроскопически-тонким. И во-вторых, благодаря вышеупомянутому трению, а теперь еще и клею — древесина в месте соединения будет деформироваться вместе со сталью. Вот такой вот простой способ. Надо сказать, что тримаран дважды в тяжелейших условиях свозил нас на Новую Землю, а его кницы и аутригеры по прежнему на месте. Но речь у нас идет про нашу нынешнюю яхту.

Схема

Схема

Материалы для изготовления бимса я закупил в ближайшей металлоприемке по бросовой цене. Это была профильная труба 60х30х3, а так же стальной лист толщиной 5мм. По моему замыслу деталь должна была крепиться на подмачтовую переборку, охватывая ее с обоих сторон специальными «ушами». Поэтому-то он и сделан из двух труб.

Изготавливаю стальную балку

Изготавливаю стальную балку

Изготавливаю стальную балку

Изготавливаю стальную балку

После изготовления самого бимса, я сделал специальную фанерную проставку, которая должна подпирать изнутри корпуса степс мачты. Планировалось, что окончательная высота проставки будет подобрана по месту, но в итоге она идеально подошла в своем изначальном виде. Да, чуть не забыл, что дырки в ушах я просверлил диаметром 4мм, под дальнейшее рассверливание до 10 уже непосредственно на лодке. На мой взгляд это необходимо для того, чтобы избежать проблем при сверлении переборки, ведь идеально точно это сделать электродрелью невозможно.

Материалы

Материалы

Проставка

Проставка

Ну, собственно, что дальше? Я привез бимс в яхт-клуб, намазал эпоксидкой места его установки, да и просто так поставил на 8 болтов М10. Проставку снизу закрепил саморезами, а промежуток, оставшийся сверху, заполнил эпоксидной шпаклевкой. Кстати, мой любимый наполнитель для шпаклевки, неожиданно — обыкновенная пшеничная мука. Очень рекомендую, так как это дешево, надежно и доступно.

Вот так вот я отремонтировал нашу лодку. Сразу скажу, что все соединения в новом бимсе являются неразъемными.

Бимс готов

Бимс готов

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий