Свободный Север: как тут люди на частных самолетах/вертолетах летают в свои избы или деревни в тундре

С каждым годом я все больше замечаю, что также как сейчас стали доступны, например яхты и большие катера, со временем становятся все доступнее широким слоям населения и летательные аппараты.

Частный вертолет

Частный вертолет

Вертолет

Вертолет

Дешевеет любая техника. Еще совсем недавно квадроциклы казались чем-то элитным — мол, это только для богачей, а сейчас посмотришь — в Заполярье в деревнях это едва ли не самый распространенный вид транспорта. Машины, мотоциклы, снегоходы, вездеходы, катера, яхты — уже совершенно нельзя сказать, что это развлечения олигархов. То же самое, как мне кажется, в ближайшем будущем будет касаться и частных самолетов, вертолетов и прочей сверхлегкой авиации.

На севере мы все чаще стали слышать от людей, что мол вот, «я на избу прилетел на самолете — друга попросил, у него есть». Или, — «а вот тут товарищ на вертолете прилетал, привез продуктов», или — «что-то думаю я последнее время, надо самолет брать; удобно».

Вот, например, случай был. Как-то сидим мы с одним человеком на пляже, на фоне его изб, возле спокойного Баренцева моря. И он как раз рассказывает про своего друга, сильно увлекающегося самолетами. Получалось так, что в самолет того друга поместился сам рассказчик, его жена, продукты и бензин для генератора. Летели из Нарьян-Мара, поднялись в воздух, прошли над тундрой, и вот она, родная деревня. Садились прямо на этот вот самый пляж, который вполне ровный и длинный. Да и не нужно маленькому самолету никакого летного поля длиной в несколько километров. Мол, все очень просто — будто на машине приехали.

Необычайно жаркое лето

Необычайно жаркое лето

Табседа

Табседа

А в этом году вообще аж три раза с этим делом столкнулись:

В первый раз мы лично встретили в тундре на одной беломорской реке человека, что живет на избе, а по округе на личном вертолетике ежедневно летает — или просто для развлечения, или по каким-нибудь делам. Ну и в принципе в Архангельск или обратно именно на нем добирается — очень удобно.

Другой раз — плывем тоже по Баренцеву морю на яхте — глядь, а возле метеостанции на берегу чей-то вертолет стоит. Явно из Нарьян-Мара человек прилетел.

А в третий — уже в Нарьян-Маре наш товарищ показывал со смартфона фотографии, как летал над Тиманом и между делом упомянул, что, вот, мол, «у моего знакомого вертолет — он меня на нем катал».  


 

В общем, я хочу этим сказать, что в обществе в последнее время витает идея о пересаживании с личных вездеходов — на личные самолеты/вертолеты. В конце концов, это не запредельно дорого: например, подержанный Як-18 стоит порядка 3-х миллионов, плюс еще около 400 тысяч уйдет на получение свидетельства частного пилота. Правда, остаются еще и проблемы чисто административного характера, но видимо, они вполне решаемы, раз люди летают по своим делам.

К сожалению, пока частные пилоты в России не могут легально зарабатывать своим любимым делом, то есть, например, подвозить пассажиров за деньги, но есть надежда, что когда самолетов и вертолетов станет реально много, то будут изменены и правила их эксплуатации.

И не думайте, пожалуйста, что я пишу только про каких-то олигархов: самолет стоит примерно как хорошая машина, а его хранение на аэродроме обойдется как хранение той вышеупомянутой машины на паркинге. И коли уж всякие нищеброды покупают себе дорогущие внедорожники, то уж нормальному человеку купить себе самолет и получить права — будет не так уж и сложно.

Очевидно, что подобная техника постоянно становится доступнее и доступнее простым людям. И вместе с ростом ее количества становятся доступнее, например, и те же заброшенные деревни. С самолетом уже не надо добираться до места назначения на моторной яхте (а зимой на снегоходе), а можно просто так взять, и прилететь за пару часов. Да и вообще все становится проще, ведь самолет — универсальная техника и летать на нем можно когда угодно, независимо от времени года.

В последние годы, кстати, мы также видим, что люди все чаще выкупают (или на долгий срок оформляют в аренду) землю под заброшенными деревнями или избами. Мне кажется, с развитием частной малой авиации все проще будет осваивать и север. Это сейчас до этой избы или деревни добраться слишком сложно и потому жизнь в ней доступна лишь единицам. А вот имея частный самолет, добираться можно куда угодно и когда угодно. И именно малая авиация, на мой взгляд, может стать тем толчком, что позволит опять вернуться людям в Заполярье. И не факт, что ждать этого осталось долго.

Вертолет прилетел в нежилую деревню

Вертолет прилетел в нежилую деревню

Мы лично знакомы с двумя такими людьми: один оформил на себя избушку, стоящую в тундре неподалеку от реки Печоры. Все официально — у него даже копия свидетельства о собственности висит на стене, чтобы люди понимали, что жилье не бесхозное вообще-то. Другой знакомый оформил целую деревню у Баренцева моря, в которой он некогда родился, и которая была всеми покинута, и официально числится нежилой. Сейчас он там организует охотничьи туры.

И это не исключение. Если открыть сайт Росреестра и проверить, что там происходит на кадастровой карте в ненаселенном Заполярье, то даже на острове Колгуев можно найти один такой зарегистрированный участок. Это земля, предоставленная «для размещения объектов охотничьего хозяйства», «под временную охотничью избу». Это все официальные формулировки, если что. Статус участка — временный. Возможно, зарегистрирован он не на праве собственности, а в аренду, лет на 49.

Изба

Изба

Печора

Печора

То есть получается, что кто угодно может взять, и зарегистрировать на себя участок где-нибудь в тундре. Понятно, что это не всегда нужно — ну ставь ты себе избу в любом месте, тебе никто, скорее всего, и слова не скажет. Хотя, с каким-нибудь ООПТ могут возникнуть проблемы, а заповедники, заказники и нацпарки сейчас на севере просто везде — куда ни плюнь. Так что, если ты хочешь построить нормальное жилье и вложиться в него как следует, то логично, что ты захочешь обезопасить себя от возможных претензий проверяющих и получить официальное право на возведение так называемой «временной охотничьей избы». И это, получается, не так уж сложно.

И ведь, думаю, с каждым годом бесхозных деревень, не оформленных на какого-нибудь предпринимателя, будет все меньше. Хочется даже побыть Вангой и предположить, что лет через 10 в интернете будут гневно писать уже не о заброшенном Заполярье, а о том, что условные «гадкие москвичи» раскупили все земли, где в принципе можно строиться, и прибрали к рукам все покинутые деревни и избы. А добираются туда даже на вездеходах, а на личных самолетах и вертолетах!

И я не сомневаюсь, что именно так и будет. Возможно, до Чукотки эти тенденции так быстро не доберутся, а вот до Архангельской области, НАО, Ямала — так очень даже.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/