Воины, насильники, грабители среди древних чукчей, какими они были (и при чем тут русские кулаки)

Интересно, что у древних чукчей раньше было одно слово для всех этих значений: «сильный человек», «воин», «влиятельный человек», «насильник», «грабитель». Ты называешь это слово, а чукча, с которым ты общаешься — сам (видимо по контексту) понимает его значение.

Осенняя охота с берега.

Осенняя охота с берега.

Борьба

Борьба

Например, «Ого! — говорит отец после удачного выстрела, сделанного его малолетним сыном. — Вот я создал будущего насильника, грабителя чужих стад, воина я создал. Я — хороший человек».  

На самом деле от три раза произносит одно и то же слово, но всем понятно, что употреблено оно в разных контекстах.

Раньше у чукчей часто применялось значение «воин», но со временем, к началу ХХ века, оно трансформировалось в то, что это «прежде всего человек, обладающий большой физической силой, смелостью и склонностью к приключениям».

В целом с войнами, и сильными людьми все понятно. Но что за значение имел насильник? Интересно, что это не тот, кто насилует женщин, а скорее что-то вроде разбойника.

Например, «сосед, с помощью своего двоюродного брата, убил хозяина стойбища. После этого он поселился в семье убитого и начал резать для себя оленей из его стада. Убийца оставался на стойбище до тех пор, пока не осталось ни одного оленя. Только тогда он ушел от них». В чукотских рассказах часто описываются подобные случаи.

Если была возможность, то таких людей чукчи успокаивали, например, так: «Во время пьянства те из нас, кто не пьет, успокаивают буйных пьяных и, если необходимо, то даже связывают их, вообще несут на себе обязанности ваших полицейских».

Кстати, интересно, что и сейчас у коренных народов севера, по крайней мере у ненцев, похожая практика. Если люди в поселке напиваются, буянят и даже кого-то из своих в драке или споре порежут или покалечат, то в полицию никто не пойдет, а успокаивать хулигана будут своими силами. Ну а на счет ущерба потом разберутся или просто простят его (учитывая, что в следующей пьянке, вполне возможно, пострадавший также начнет буянить и отомстит обидчику — по сути все эти драки уже и происходят не просто так, а как припоминание прошлых обид, которым из-за долгой жизни вместе уже нет числа).

Вызывают полицию лишь с самом крайнем случае, если произойдет убийство и без начальства уж никак не обойтись.

Так вот, а возвращаясь к чукчам. Интересно, что в отличие от оленеводов, «насильником» у приморских охотников обычно считался не разбойник, захватывающий чужих оленей, а «самый богатый человек в поселке», хозяин так называемого «переднего дома». Охота проходила у него всегда удачно, у него всегда был большой запас провизии. Но он не помогал своим бедным соседям и в этом заключалась его главная жестокость по отношению к людям. Кроме того, он бил их, выгонял из дома и всевозможными способами доказывал им свое превосходство и презрение к ним.

По-моему, это описываются натуральные русские «кулаки», по всем признакам (как их понимала советская пропаганда).

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/