Воронка и Горло Белого моря, а также морские губы — в чем их коварство

Когда кто-то собирается на маленькой лодке пойти в поход по Белому морю и расспрашивает людей в интернете об особенностях судоходства в тех или иных его районах, то если речь заходит про Горло — ему начинают рассказывать всякие ужасы. Мол, Горло и Воронка являются дико страшными местами, там сплошные сулои и водовороты.

Белое море

Белое море

Белое море

Белое море

Белое море

Белое море

Белое море

Белое море

Вы, наверно, уже подумали, что я скажу, будто все это брехня? Вовсе нет, хе-хе. На самом деле, это, действительно, очень противные с точки зрения мореходства места. И все описываемые ужасы там, действительно присутствуют. Правда, в реальности они все-таки не столь страшны, как это может показаться из рассказов.

Вообще, я сразу хочу сказать, что чем меньше у вас лодка — тем проще на ней ходить. Например, на байдарке или надувнушке с мотором можно вообще пролезть где угодно, а для того, чтобы пройти где-то в сложном месте на килевой яхте, потребуется много больше изворотливости. Собственно, что Горло, что Воронка, для маленькой лодки никаких особых проблем не составят. Тем более, что на маленьких судах в плохую погоду обычно в принципе не ходят.

Что же эти ужасные места из себя представляют? На карте тут все видно, но в целом получается, что «Горло» — это акватория между Терским и Зимним берегом Белого моря.

Карта Белого моря

Карта Белого моря

Если говорить про Зимний берег, то ничего особо интересного там нет. Это место просто надо преодолеть, ни на что не отвлекаясь. Вы будете бесконечно идти вдоль сплошного высокого обрыва, постепенно понижающегося к северу и лишенного удобных для больших лодок укрытий.

На Терском берегу поинтересней, но в целом все то же самое, только берег на всем протяжении низкий, а вместо земли вы будете наблюдать камень. Кроме того, возле Терского берега имеют место довольно высокие приливы по паре метров, что создает дополнительные сложности даже для совсем маленьких судов. Об этом я напишу чуть позже.

Главной проблемой, с которой можно столкнуться при прохождении Горла будут течения. Честно говоря, я побывав в тех местах несколько раз, так и не смог выявить четких закономерностей относительно фазы прилива. Но в целом могу сказать, что возле Зимнего берега эти течения в основном направлены внутрь Белого моря, а возле Терского — наоборот — в сторону Баренцева моря.

На самом деле, они имеют довольно сложную конфигурацию, но надо быть готовым к тому, что если ты идешь в сторону Канина Носа, то как минимум половину своего маршрута ты будешь грести против этого самого зловредного течения, которое местами достигает скорости до 5км/ч. Это важно, в том числе, и для расчета необходимого количества топлива. Помню, был случай, произошедший еще до эпохи дешевых навигаторов, когда мы гребли на байдарке часов 10, после чего оказалось, что пройдено всего 12 километров. Казалось бы, ты машешь веслом, вода журчит вдоль бортов. Но стоит посмотреть вниз сквозь прозрачную воду, как вдруг оказывается, что ты висишь над каким-нибудь камнем практически не сдвигаясь.

Канин

Канин

Петя

Петя

Вот, кстати, я хотел сказать обо всяких приливно-отливных приколах Горла. Все было бы замечательно, если бы вода просто пребывала и убывала. Но проблема в том, что в некоторых местах грунт на литорали представляет собой полужидкую няшу (грязь), к который ты прилипаешь, как муха к липкой бумаге. Обсохнуть среди этого дерьма неприятно на лодке любых размеров, так как мелкую лодочку придется как-то вытаскивать на берег, мучительно преодолевая эту грязищу и оставляя в ней сапоги. Большая же лодка неизбежно покроется слоем ила — стоит хоть кому-то спуститься с ее борта на грунт — и все, потом не отмоешься.

Вот такое вот оно, Горло. Довольно унылое и ничем не примечательное место. Однако же, севернее Горла начинается Воронка, в которой дела обстоят уже гораздо веселее. Вот там вот действительно будут и сулои, и местами — такие течения, с которыми не справится даже мотор.

Воронка Белого моря

Честно говоря, на побережье Кольского полуострова выше реки Поной мне бывать не доводилось, а вот Канинский берег мы посещали неоднократно. Здесь, на восточной стороне, все начинается с Мезенской губы. Если пресекать ее в хорошую погоду, то видно, что в некоторых местах вода там пучится точно так же как и в какой-нибудь реке. И это при довольно больших глубинах в губе. То есть течения там весьма и весьма сильные, и скорость движения лодки здесь может сильно варьироваться в зависимости от направления движения и фазы прилива.

Кстати, в некоторых местах Мезенской губы приливы достигают чуть ли не 11 метров в высоту — просто страшно представить, сколько воды постоянно заливается сюда, а потом выливается обратно в море.

Постоять на якоре можно у острова Моржовец, стоящем посреди этой губы, можно зайти в Мезень, а можно отправиться дальше, к Канинскому берегу в одно очень удобное убежище, в котором будет очень хорошо отстояться и отдохнуть после перехода. Это Конушин Нос и небольшой заливчик на самом мысу.

Моржовец

Моржовец

Моржовец

Моржовец

Именно в этом месте и произошло лично мое первое знакомство со всеми прелестями Воронки и Мезенской губы. Течение тут постоянно направлено вдоль берега на север, то есть при подходе к мысу с моря, лодка будет замедляться, пока уже у самой песчаной косы, ограничивающей местный заливчик, совсем не встанет на месте. Вот это и есть одно из тех самых течений, которыми так любят всех пугать путешественники с форумов.

Вода тут движется настолько быстро, что тяжелая лодка под мотором просто не в состоянии сдвинуться с места. Когда ты смотришь вокруг себя, то видишь, как корпус твоей посудины рассекает эту воду, тебе кажется, что ты несешься на полном ходу. Но стоит поднять глаза, как вдруг оказывается, что берег стоит на месте, а стоячие волны, которые выглядят точно так же, как выглядят валы в речном пороге — так же не собираются к тебе приближаться.

Чтобы преодолеть это безобразие, приходится отходить мористее, объезжать эту стремнину на большом расстоянии, и так постепенно доползать до входа в залив. Сам залив не отличается какой-то особой живописностью: земляные берега, эта самая галечная коса, заваленная плавником, которую ты только что так долго обходил. На берегу виднеется маленькая избушка, которая в этих местах, похоже, вообще единственная в своем роде.

Прилив тут довольно высокий, и по малой воде залив сильно обсыхает, обнажая мерзкую серую и очень липкую няшу.

Наш трим

Наш трим

Залив

Залив

Отлив

Отлив

Изба

Изба

В безветрие тут, конечно, бывает много комаров, но залив этот совершенно безопасен и способен защитить лодку от любой непогоды. Не знаю почему, но я очень люблю это место. Может быть, оно так нравится мне, потому что является для меня очередными воротами в Арктику — севернее Конушина будет только поселок Шойна, а все остальное — сплошные пустоши, в которых летом не встретишь ни души.

Собственно, Шойна находится в устье одноименной реки и располагается это место недалеко от Конушина Носа среди песчаных равнин. На море по пути к ней постоянно придется преодолевать множественные сулои; то нестись с попутным течением, то барахтаться во встречном. Заход в реку будет простой, но там опять же будет сильное течение — на приливе в реку, а на отливе, соответственно, из нее. Поэтому, подходя к поселку надо быть осторожным, дабы куда-нибудь не сесть.

Вообще, ландшафты в окрестностях весьма занятные и представляют собой смесь песка и болота. Средства массовой информации упорно создают вокруг Шойны образ какого-то умирающего в песках поселка и распространяют фейки о том, что тут произошла чуть ли не экологическая катастрофа. Все это, конечно же, враки. Да, Шойну, действительно, заносит песком, но это происходило на протяжении всей истории благодаря особенностям окружающей природы. Ну, просто тут песок вообще кругом — прямо какое-то «Белое солнце пустыни» в Арктике. Сам поселок небольшой, но рядом с ним совсем недавно построили какой-то военный аэродром или что-то вроде того. Не знаю точно, я видел этот объект только издалека.

Шойна

Шойна

Шойна

Шойна

Село Шойна

Село Шойна

Беседуем

Беседуем

Шойна, именно из-за всех этих песков и стандартного обилия ржавого железа вокруг нее, выглядит очень живописно. По ней однозначно стоит прогуляться до одного из колодцев или, в определенные дни можно сходить в пекарню за хлебом, который тут совершенно прекрасен. Но задерживаться там дольше не имеет смысла — надо двигаться дальше. А дальше будет еще немного песка, за которым начнется Канин Камень.

Там будет уже почти Баренцево море. Беломорские течения ослабнут, вода станет спокойнее, а берега сделаются очень высокими. За земляными кручами будут виднеться скалы этого самого Камня, огромного плато, которое тянется до самого Канина Носа. Вот здесь уже совсем дикие места. Канин жутко красив и пустынен. Но на него очень непросто высадиться, так как со стороны Белого моря берег вообще не имеет ни единого убежища.

Белое море

Белое море

Распадок

Распадок

Спокойно и долго стоять там можно только на маленькой лодке, которую легко вытащить на пляж или завести в какую-нибудь крохотную протоку. Для всего крупного будут доступны только быстрые высадки в хорошую погоду. Нам, к счастью всегда везло, и Канин мы умудрялись проскакивать в идеальных условиях. А вот каково там в шторм — мне даже думать не хочется, тьфу-тьфу-тьфу. Короче, идя туда, желательно иметь более-менее свежий прогноз погоды.

Проблемы захода и выхода из губ, с которыми мы сталкивались в северных морях

Рассказывая о Воронке Белого моря, я заикнулся о сложностях захода во всевозможные узкие губы с моря и выхода из них наружу. На самом деле, это, действительно, довольно занятная тема. Я вот, когда об этом думаю — сразу вспоминаю один из наших случаев, когда мы просто не смогли выйти в море из реки в силу того, что выбрали для этого неправильное время.

Дело было на реке Варзуге, где мы в течение какого-то времени пережидали непогоду, и вообще отдыхали. Стоял уже сентябрь месяц, погоды делались все хуже, дни все короче, и у нас оставалось все меньше и меньше времени, чтобы перейти на Зимний берег Белого моря через Горло, и оттуда добраться до Архангельска. В общем, с большим нетерпением мы все-таки дождались более-менее погожего денька чтобы покинуть эту речку и двинуться куда-то дальше — может быть, даже прямиком на Зимний берег.

Река Варзуга

Река Варзуга

ГИМС на Варзуге

ГИМС на Варзуге

Устье Варзуги, как водится для подобных рек, представляет собой большой разлив, соединяемый с морем узкой протокой. В море перед рекой имеется песчаный бар сложной формы. Во время приливов и отливов вода, разумеется, заливается в этот разлив, а потом из него выливается, создавая в протоке очень сильное течение. Перед нами стояла задача преодолеть тот неровный бар, находящийся в море. Я, естественно, боялся там сесть на мель, но решил, что если мы пойдем на отливе с сильным попутным течением, то вода нас сама стащит с любой отмели, на которой мы потенциально можем застрять, и вынесет нас на глубину даже в том случае, если мне придется заглушить и поднять мотор. Если что, то шли мы тогда на нашем тримаране, имеющем 30-сантиметровую осадку с поднятым рулем и мотором.

Мы дождались начала отлива и стартовали. Поначалу все было просто прекрасно: как из ствола пушки мы вылетели из протоки в море и устремились к открытому пространству. Но тут впереди я увидел огромные рушащиеся волны сулоя хаотично вздымавшиеся буквально везде вокруг. Мы двигались так быстро, что я не успевал решить, куда же мне повернуть, чтобы проскочить между валов и при этом не влететь на какую-нибудь песчаную кочку, сломав мотор. И даже когда я хотел повернуть куда-нибудь, то лодка не слушалась — ее просто тащило течением по самой стремнине, прямо в один из высоченных стоячих валов. В итоге мне не оставалось ничего, кроме как поддать газу и направить тримаран только туда. Наталья едва успела захлопнуть люк каюты, и спустя пару секунд мы буквально воткнулись в стену воды.

Ощущения от этого примерно такие, как будто с разгону ты врезаешься в большую пуховую подушку, лежащую возле каменной стены. Мгновение спустя ты оказываешься абсолютно мокрым и захлебывающимся в ледяной воде. Еще мгновение — и ты видишь, как твою лодку, потерявшую скорость и направление, лагом тащит в следующий такой же стоячий вал. Естественно, что после такого купания у нас обоих моментально пропало любое желание продолжать переход. Я кое-как развернулся, и сидя в залитом по борта кокпите, аккуратно направился обратно в реку — сушить портки и ждать более подходящей погоды и фазы прилива. Сразу скажу, что в следующий раз мы чудно вышли из реки по прибылой воде против течения.

Что я вынес из этого урока?

Первое: необходимо всеми силами избегать прохождения сложных опасных мест по течению. То есть заходить в реку нужно по отливу, а выходить, соответственно, по приливу. Про тот момент, когда стоит полная вода я здесь не говорю, так как его очень сложно поймать, и тем более, подгадать, например, свой приход к убежищу в этот самый момент.

Второе: любое течение, направленное из губы в море всегда неизбежно порождает сулой напротив устья. В этом сулое можно очень неплохо искупаться, и в худшем случае, может дойти даже до серьезных поломок лодки.

Я вспоминаю массу случаев, когда, например, мы пересекали какую-нибудь губу на отливе поперек, и при этом испытывали серьезные проблемы. То же самое, но проделанное по возможности во время прилива, наоборот, оказывалось гораздо более простым делом. И с тех пор я всегда помнил о вышеозначенном правиле, когда заходил куда-либо.

Когда ты идешь по мелкому и опасному месту против течения, то ты всегда контролируешь движение лодки. Вот, допустим, пробираешься ты так со скоростью в 1км/ч и видишь на эхолоте, как глубина под тобой резко уменьшается. В таком случае нету никакой проблемы сбросить газ, и буквально зависнув на месте, сдвинуться на несколько метров в сторону, постоянно прощупывая дно. Когда же это делается с попутным течением, то ты становишься совершенно бессильным; ты не можешь ни остановиться, ни предпринять какой-нибудь аккуратный маневр. В конце концов, возникает риск того, что ты не просто аккуратно посадишь свою лодку на мель, а загонишь ее туда с разгона столь сильно, что потом замучаешься ее оттуда доставать.

В общем вот, такая вот нехитрая история.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/