Возможно, у ненцев тоже были традиционные лодки (типа каяков или долбленок)

Традиционные лодки (каяки, умиаки, байдары, илимки, баты, долбленки и т.п.) есть почти у всех коренных народов Арктики — и у эскимосов, и у чукчей, и у хантов и у многих других. Даже при том, что эти народы занимались как охотой, так и оленеводством. Однако, почему-то о существовании традиционных лодок у ненцев мало известно. А если точнее — можно сказать вообще ничего.

Байдара

Байдара

Каяк

Каяк

Каяк

Каяк

Женщины проводят лодку

Женщины проводят лодку

Да, ненцы на лодках тоже плавали. Вот даже, навскидку, фотография 1914 года, сделанная на Югорском полуострове, у поселка Харабово (Никольское).

Ненцы

Ненцы

Но это все не традиционные ненецкие каяки, а поморские промысловые суда. Дело в том, что поморы осваивали и Печору, и Колгуев, и Вайгач, и Новую Землю, и Ямал — с незапаметных времен. Активно занимались промыслом в этих землях они как минимум века с 15, а вероятно и гораздо раньше. И на этих судах ходили на промысел сами, а также могли брать с собой на охоту самоедов. При желании — могли ненцу такую лодку и продать, если он хотел заниматься промыслом сам.

Пролив Маточкин Шар

Пролив Маточкин Шар

Промысел на севере

Промысел на севере

А в 18-19 веках и вовсе поморские купцы начали предоставлять свои лодки ненцам — чтобы те сами добирались до всех вышеперечисленных арктических островов и занимались там промыслом в интересах хозяина — передавая ему всю добычу в обмен на какой-то нужный им товар. Или вообще отрабатывали так свои долги. Это в принципе была большая проблема, так как и русские купцы, и зыряне — очень активно эксплуатировали ненцев, пользуясь их наивностью и неграмотностью. Сколько было случаев, когда купцы просто спаивали ненцев, и буквально обирали их, приобретая всю сезонную добычу за сущие копейки.

Но вот что интересно, если почитать редкие исторические источники 16-17 века, то там есть упоминания о ненецких лодках, похожих на каяки. Правда, уж очень расплывчатые.

Вот первое упоминание традиционных ненецких лодок, сделанное иностранным путешественником в 1556 году.

В середине 16 века английские купцы надеялись через Обь, о которой они узнали от русских, проникнуть в Катай. Поэтому Стивен Барроу был послан в 1556 году к Оби на небольшом судне «Серчтрифт» («Ищи выгоды»). С помощью русских промысловиков, встреченных в Коле, он добрался до Печоры, а потом самостоятельно дошел до Вайгача, где опять встретил знакомых промысловиков. Один из поморов по фамилии Лошак показал иностранцам ненецкие идолы на острове, а также рассказал кое что о самоедах.

В частности, Лошак сказал Барроу, что здешние самоеды не такие опасные, как обские; что у них нет домов, — а только палатки из оленьих шкур, которые они подпирают кольями и шестами. Их лодки также сделаны из оленьих шкур; они переносят их к морскому берегу на своих плечах; для своих сухопутных перевозок они могут пользоваться только оленями.

Самоеды

Самоеды

А вот и второе, от Н. Витсена, в публикации «Северная и Восточная Тартария» от 1692 года.

«Остров Вайгач имеет длину около 10 верст или 2 миль. Самоеды приходят туда с материка. У них лодки сделаны из коры и запряжены несколькими оленями. В них переправляются через эту воду. Летом они отправляются туда молиться».

Два скудных упоминания и оба какие-то сомнительные. Потому что подобные народные лодки из оленьих шкур, насколько мне известно, коренные жители нашей Арктики не делали. А делали, скорее, из более крепких и водонепроницаемых шкур моржей или тюленей (на которых ненцы тоже вполне себе умели охотиться). Что касается коры, то на побережье ледовитого океана деревья не растут и было бы немного странно искать такой редкий материал для своих лодок.

Словом, совсем отметать два этих упоминания о ненецких лодках нельзя, но все равно возникает вопрос — почему конкретно у ненцев этих лодок почти никто из путешественников не описывал, а если и рассказывал, то как-то мельком, и с чужих слов.

Как вариант — есть у меня такая версия (это просто предположение):

Ненцы, как и другие народы, в незапамятные времена имели свои традиционные лодочки — что-то типа эскимосских каяков, которые делались из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости.

В интернете даже можно почитать (понятия не имею, что там за изначальный источник, но мысль интересная), будто «на историю происхождения ненецкой оленьей нарты у ученых нет единой точки зрения. Полагают, что она возникла или из собачьей нарты или развилась из лодки или волокуши… Очевидно, первоначально ненецкая оленная нарта была однополозной и напоминала лопарскую кережку: нарту, имеющую корпус в виде лодки и стоящую на одном широком полозе. Один из ненцев рассказывал: «Первое время наши люди санок не имели. Летом лодках ездили, зимой под них лиственничные пoлозья подбивали и так ездили»».

Самоеды

Самоеды

Однако, уже в 12-15 веках все побережье, на котором проживали ненцы, стали осваивать русские поморы. А лодки у поморов были гораздо совершенней, чем у ненцев, учитывая, какие расстояния им вообще приходилось проплывать от того же Архангельска или Мезени. И таким образом ненцы, желающие заниматься морским промыслом, довольно быстро эти лодки переняли. А многим и перенимать не надо было, потому что они полностью переключились на береговой промысел — добывая белых медведей, песцов и т.п.

Что касается ненцев-оленеводам, то им, возможно, эти традиционные лодочки в принципе были не нужны, потому что рыбачить в многочисленных тундровых озерах или реках вполне можно и без них.

Некоторое подтверждение этому есть тут:

В публикации Людмилы Васильевны Хомич «Ненцы: историко-этнографические очерки», Изд-во «Наука», 1966 год, в которой сказано, что

«Долбленки, как и шитые лодки, ненцы предпочитали приобретать у русских, коми или хантов и сравнительно редко изготовляли сами».

И в публикации «Историко-этнографический атлас Сибири» под редакцией М.Г. Левина и Л.П. Потапова. Москва, Ленинград, 1961, в которой сказано, что

«водными средствами сообщения ненцы пользовались ограниченно. Лодки изготовляли из осины или сплавного кедра, а чаще приобретали у своих южных соседей (селькупов, хантов); в большом употреблении были общераспространенные в Сибири дощатые лодки русского образца. Название лодки по-ненецки — нгано или апо (в зависимости от диалекта). Долбленка называется осой нгано, т. е. горная лодка. В прошлом ненцам, по-видимому, были известны кожаные челноки«.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/