Зачем вепсы обрубали кошкам хвост

Вепсы — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

Фотография А. Хямяляйнена. 1943 год.

Фотография А. Хямяляйнена. 1943 год.

В избе. Восточная Финляндия.

В избе. Восточная Финляндия.

К кошкам они относились своеобразно.

С одной стороны кошка, по вепсским поверьям, — демонологическое животное, имеющее различные связи со всякого рода нечистью, и поэтому опасное для человека.

Особую боязнь среди вепсов вызывала черная кошка (но, кстати, эта примета распространена практически по всей России). Представление о черной кошке как демоне зла отразилось в примете: «Черная кошка пробежала – к плохому». О семье, где царил разлад, говорили: «Там серая кошка по полу прошла» или «Пестрая кошка пробежала».

При этом кошек не убивали, хотя и колечили. Например, обрубали кошке хвост (где-то это мотивировали тем, что это метод защиты от «пресмыкающихся», а где-то говорили, что это делают – «чтобы кошка не лазала на стол»).

Также вепсы выгоняли кошку из дома во время грозы. Считалось, что в этот период молния охотится за нечистой силой и таким образом может залететь в избу.

Кошке приписывали вещие способности. Вепсы верили, что кошка предсказывает покойника, если спит на спине, задрав нос кверху. Считалось, что особое чутье кошка имеет по отношению к нежданному гостю. Это отразилось в приметах: «Кошка моется — гости придут; посреди половицы моется – придут мужчины; а на щели сидит и моется – придет женщина»; «Кошка моется, да в сторону отойдет – нищий придет».

По многим приметам кошка считалась предсказателем погоды: «Кошка поднялась на печь – к холоду»; «Кошка скребется – к дождю»; «Кошку рвет – дождь будет», «Кошка царапает дерево – будет ветер».

Вепсы в виде кошки, прицепившейся к спине, представляли озноб. О человеке, которого лихорадило, говорили: «У него кошка на спине».

Считалось, что шерсть и кости кошек и собак обладают вредоносной силой. У колдунов они использовались для порчи свадеб.

С другой стороны, как ни парадоксально, к кошкам относились достаточно почтительно, видимо потому, что какую-то пользу они все-таки приносили. И в принципе даже считали ее покровительницей дома. Мало того, среди вепсов бытовали представления об излечивающей силе кошки или ее тела. Одним из способов лечения любого заболевания у ребенка было намазывание его сметаной, которую облизала кошка. Считалось, что, если потереть нос кошачьим хвостом, можно избавиться от насморка.

Так что кошке обязательно отдавали одну рыбу от улова, принесенного в дом рыбаком. Кошку называли хозяином – покровителем дома. Она играла роль первого животного в обряде перехода в новый дом, иногда разделяя эту функцию вместе с петухом.

Как было сказано выше, кошек калечили, но не убивали: у вепсов существовал запрет убивать кошку, иначе семью, оставшуюся без покровителя, будут преследовать несчастья. Нельзя было также бить и пинать кошку. За нарушение этого запрета человек получал болезни. В предписаниях для беременной женщины данный запрет оговаривался особо. Если будущая мать будет пинать кошку, это принесет болезнь ее ребенку.

Как в это вписывалось отрубание кошке хвоста — не очень понятно, но логика в традициях присутствует далеко не всегда, это надо просто принять как факт.

Если логически мыслить, то все домашние животные должны были бы иметь положительную мифологическую характеристику вследствие своей полезности. Но это далеко не так. Исследуя роль домашних животных в верованиях славян, К.Мошиньский разделял их на три категории:

  • чистые и благожелательные для человека существа,
  • отрицательные, связанные с нечистой силой,
  • обладающие амбивалентной характеристикой.

В вепсском традиционном мировоззрении существовал яркий и противоречивый комплекс представлений о кошке. В вепсских сказках кошка может выступать как положительным, так и отрицательным персонажем.

В ряде вепсских пословиц кошка выступает как женский, в какой-то мере отрицательный символ: «Бабья душа, да кошкина душа, не скоро выходит»; «Девушка не кошка, в окно не выбросишь». В вепсских сравнениях внешние данные кошки, ее черты характера соотносятся с человеческими: «Рожа как у кошки», «В кошкином глазу, да в твоем глазу нет стыда», «Кошачий нос да твой нос всегда чует».

При этом встречаются достаточно убедительные верования и обряды, связанные с почтительным отношением к этому животному: связь с домашними духами – покровителями; очищающая, излечивающая и продуцирующая сила; сходство с человеком; запреты на убийство и битье.

Одновременно с этими явлениями в результате наблюдений над биологической природой кошки, рациональных, социальных и религиозных факторов складывалось противоположное мнение о кошке.

Источники:

Винокурова И.Ю. «Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции)».
Lukkarinen, 1911-1913. S. 53; Haavio, 1961. S. 76; 1963. S. 127; Ariste, 1977. S. 155; Владыкин, 1994. С. 120-121; Тойдыбекова, 1997. С. 131-137).

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/