Женщины севера: угнетенные рабыни или воительницы и охотницы?

Положение женщин в районах крайнего севера исторически было хуже положения мужчин. «Раз ты женщина, то  молчи» — это изречение повторялось чукчами каждый раз,  когда женщина осмелится сказать хоть слово в свою защиту.  

Самоеды

Самоеды

Самоеды

Самоеды

Женщины считались существом нечистым и одержимым. Про сексизм у северных народов я кое-что уже рассказывала, приводя несколько примеров. Но вот что интересно. Все-таки, изучая историю и вникая в этнографию я все более явно понимаю: даже на нашем севере разные народы могли в некоторых вещах очень сильно отличаться друг от друга, при всей их общей схожести в традициях и образе жизни. И, например, женщины чукчей и женщины ламутов могли находиться в очень разном положении, относительно их прав и статуса.

Как писал в 1934 году известнейший советский этнограф В.Г. Богораз, изучающий жизнь народов северо-восточной Арктики в начале ХХ века:

Охота

Чукотская женщина никогда не бывает охотницей, даже сухопутной, не  говоря уже о морском промысле.
Напротив того, у тунгусов и ламутов  попадаются женщины-охотницы, которые ходят с луком и ружьем за белками и даже за оленями.    

Кочевка

Чукотская женщина не ведет самостоятельной кочевки. Она ведет только караван груженых саней, мужчина гонит оленье стадо.  

Тунгусская женщина постоянно кочует одна, так как  мужчина-охотник в то же самое время бродит далеко от шатра. Женщина ведет свою кочевку в сторону его передвижения.    

Свобода

Чукотская женщина больше привязана к дому, к шатру, чем тунгусская.  Мужчина ездит на охоту, уезжает на ярмарки, женщина чаще всего никуда не выезжает из своего околотка.

Брак по принуждению

С другой стороны, чукотский брак не знает калыма и в общем не знает принуждения (хотя, конечно, исключения были). Женщину можно добыть лишь упорным трудом,  испытаниями, причем решающий голос принадлежит, конечно, отцу, но и  голос девушки-невесты тоже имеет определенное значение и вес. В  групповом, так называемом «переменном» браке основным элементом являются  женщины, которые объединяют мужчин — «товарищей по браку».

Самозащита

Чукотская женщина при случае не даст себя в обиду. Своенравная дочь или нелюбимая жена, уходит из семьи и прибивается к чужому стойбищу.

Вот интересный случай:  

    Чукча не поделился с женщинами своей семьи табаком, а отдал его соседям, из-за чего женщины жутко обиделись.  Разгорелась ссора.  Одна из его невесток, также очень вспыльчивая, схватила копье и нанесла старику три раны: одну — в плечо и две — в спину. Тогда он, в свою  очередь, выхватил из-за пояса нож и серьезно ранил ее. Ссора закончилась  тем, что женщина уехала со стойбища своего тестя и вернулась к себе домой. А мужчину после этого долго звали, к его великой обиде,  «человеком, поколотым женщиной».

Война

В богатырских сказаниях встречается фигура  женщины-воительницы.  Вот эпизод из нескончаемых чукочско-коряцких войн.

    Трое братьев Таньгоз-коряков  сражаются с братскою группою чукоч,  но у чукоч два брата и третья — сестра. Два брата  коряцких и два брата чукотских убиты. Остались коряцкий богатырь и  чукотская девица.    

    «Биться с тобою не стану: ты — женщина». — «Нет, — сказала  сестра, — попробуй, тогда мы увидим». Она подобрала свои косы,  опоясалась туго по поясу, убрала рукава, и они фехтовали на копьях целый день, пока солнце не село. К закату Таньг-богатырь начал задыхаться и  язык у него вывалился изо рта. Он ослабел и присел.

    Девушка сказала ему:  «Не стану убивать тебя, я — женщина, мне совестно». Таньг возразил: «О,  эта чукотская женщина с расписанным носом, которая меня победила… Ну,  ладно, убей меня, мне стыдно вернуться домой. Я многих убил, теперь,  мой черед». Спор этот длился долго. Наконец Таньг-богатырь произносит  установленную формулу: «Кончай меня, если я стал для тебя дичью». И  женщина убивает его.

С другой стороны, при всем этом, нельзя говорить, что женщины были хоть в чем-то наравне с мужчинами.  Есть даже чукотская сказка, в которой девушка приходит к мужчине и в следующих словах заявляет о  своем желании стать его женой: «Я хочу быть твоей подругой и рабыней.  Моя мать сказала мне: «у этого мужчины нет рабыни, иди и служи ему».

У оленных чукчей женщины работали гораздо больше мужчин; в  особенности молодые. Про это надо рассказывать отдельно, потому что тема обширная, но в целом они трудились так, что могли посреди многодневной работы без сна, просто упасть на пол без сил, и заснуть.

Кроме того, женщины никогда не ели с мужчинами, а только после них. Мужу давали лучшие куски, а себе оставляли кости. «Раз ты женщина, ешь остатки», — говорит чукотская поговорка. Только старуха, мать семьи, имеющая взрослых дочерей или других женщин под  своим руководством, сидит с мужчинами во внутреннем помещении и ест  вместе с ними.

При всем этом среди чукчей были распространены романтические отношения и любовь, так что нельзя сказать, что женились они исключительно из экономических соображений, чтобы заиметь бесплатную рабыню. Такого тоже не было.

В общем, вот такое противоречивое отношение существовало к женщинам у народов севера. Но в целом, говорить хоть о малейшем равенстве и отсутствии сексизма совершенно не приходится.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/

RelatedPost

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий