На что были готовы древние чукчи ради табака — величайшей ценности

Интересно, что чукчи раньше (сразу оговорюсь, что тут речь идет о людях, живших до начала ХХ века, а не после), так вот, чукчи раньше были очень чувствительны к непривычным запахам. Например, они с трудом переносили запах различных продуктов, которые привозили им торговцы или путешественники с далеких территорий (мясные консервы, плоды, овощи, сахар и даже запах вареной говядины). Но при этом табак они просто обожали.

Ненцы, нюхающие табак в знак приветствия при встрече. 1904 год

Ненцы, нюхающие табак в знак приветствия при встрече. 1904 год

Чукча Номгыргын закуривает и курит. 1931 год.

Чукча Номгыргын закуривает и курит. 1931 год.

Причем, табак попал к чукчам еще до прихода русских на Чукотку. До этого чукчи вполне успешно обменивались товарами с жителями Америки, через Берингов пролив. Т.е. история потребления табака коренными жителями крайнего севера — в принципе идет вглубь веков.

Табак всегда был огромной ценностью, и его широко использовали в качестве обменного товара. Например, чукчи захватывали пленных (рабов), которых использовали в своем хозяйстве, либо продавали в другое стойбище. За взрослую женщину платили большой мешок табаку (до 50 килограммов). Молоденькие девушки были дешевле.

Ходили среди чукчей даже сказки о двух братьях, один из которых во время табачного голода убил другого за то, что тот отказался поделиться с ним своим запасом табаку. Этот рассказ вообще в принципе широко распространен среди народов северо-восточной Сибири.  

Понятно, что убийства — это уже крайность, но ссоры за табак были нередки. Вот один такой случай, описанный В.Г. Богоразом:

Чукча не поделился с женщинами своей семьи табаком, а отдал его соседям, из-за чего женщины жутко обиделись. Разгорелась ссора. Одна из его невесток, также очень вспыльчивая, схватила копье и нанесла старику три раны: одну — в плечо и две — в спину. Тогда он, в свою очередь, выхватил из-за пояса нож и серьезно ранил ее. Ссора закончилась тем, что женщина уехала со стойбища своего тестя и вернулась к себе домой. А мужчину после этого долго звали, к его великой обиде, «человеком, поколотым женщиной».

За табак чукчи даже были готовы покреститься. Поэтому христианские миссионеры заманивали язычников к крещению при помощи подарков. С этим были связаны, конечно, и глупые казусы. Например, Матюшкин в «Путешествии Врангеля» описывал историю, которая произошла на Анюйской ярмарке, где молодой чукча внезапно выпрыгнул из купели и стал бегать по комнате, мокрый и голый, с криком: «довольно, не надо, давайте мой табак».

А еще, как писал тот же Богораз в начале ХХ века, «Северные жители легче обходятся без еды, чем без табаку. У русских поселенцев существуют поговорки: «Табак не знает стыда», «табак заставит бедняка просить у исправника».  Кто знает неимоверный страх русских поселенцев перед всяким начальством, оценит все значение этой поговорки».   

Вообще, и в наше время отношение людей к табаку совершенно не изменилось. Табак также является огромной ценностью для людей, живущих где-нибудь в тундре и не имеющих быстрого доступа к магазину. Поэтому табак, как мы писали — один из самых полезных подарков местным, если вы путешествуете по Заполярью, вне населенки.

 

 


 

При подготовке статьи использованы материалы монографии этнографа В.Г.Богораза «Чукчи».

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/