За что чукчи хвалили американцев и ругали русских (и наоборот)

На Чукотке всегда было сильно американское влияние. Ну просто потому что до Аляски через Берингов пролив там рукой подать. Еще до прихода русских существовала оживленная торговля между чукчами и эскимосами, как в пределах Чукотки, так и между двумя берегами Берингова пролива.

Снаряжение охотника зимой.

Снаряжение охотника зимой.

Осенняя охота с берега.

Осенняя охота с берега.

На Чукотку издревле приезжали торговцы из Америки. А с середины 19 века, и особенно после продажи Аляски, Чукотку стали активно посещать американские китоловы.

Вначале их товарами были дешевый ром, ружья и боевые припасы. Затем сюда прибавились: мука, сухари, сахар, черная патока, толстое сукно, холст и дрель, железные и медные изделия, бисер. В обмен китоловы брали преимущественно китовый ус, дававший громадные барыши.

Так вот, а за что хвалили американцев чукчи. Об этом есть интересное свидетельство известного этнографа и исследователя В.Г. Богораза, которому вот что говорил молодой оленевод на Анадыре:

«Американцы — хорошие люди. Они приезжают на пароходе и приносят все, что угодно. Продают они дешево и многое отдают бесплатно. Они привозят ружье и патроны и говорят: стреляйте зверя, а шкуру давайте нам. Мы будем платить. Они убивают китов и берут только ус, а мясо отдают народу. Они — искусные охотники, смелые моряки, щедрые дарители.

Вы, русские — худые. Вы сидите дома, не умеете охотиться, у вас нет ничего. Товары ваши плохи, а цены дороги. Без платы ничего не даете. Даже на жвачку табаку. Оттого мы вас не любим, а их любим».

Чувствую, сейчас эта цитата вызовет у ряда читателей очень смешанные чувства. Но погодите возмущаться. На самом деле отзывы и о американцах, и о русских всегда были очень разными. И тех и других могли и хвалить и ругать.

Как поясняет это Богораз, оленеводы, имевшие дело с русскими торговцами и русскими речными рыболовами на Колыме и Анадыре, бранили русских и хвалили американцев. А приморские чукотские охотники наоборот вели дела с американцами, но русских знали мало. Поэтому они американцев бранили, а русских представляли себе в каком-то романтическом освещении.

То есть ругали тех, с кем чаще вели дела, особенно торговлю.

А вот еще некоторые интересные отзывы. Оказывается, после полувековой торговли с американскими китоловами многие чукчи стали говорить по-английски. Они узнали американский счет, научились пользоваться календарем, часами и даже судовым компасом. Некоторые чукчи даже сами ходили матросами на китоловных судах, в особенности забойщиками и свежевателями китов.

Так вот, однажды один из чукчей написал Богоразу письмо (по-английски!), что, мол: «Я вам скажу, прошлого ночью мой пришел на судно, мой не получил ничего. Американский человек — нехороший, мой мальчик плакал (просил трубку), он хотел ее, русский человек — хороший человек, быть может, он даст ему, моему мальчику, трубку, мой чувствует хорош«.   Письмо подписано: «Салкер». После такого письма Богоразу пришлось, разумеется, дать мальчику трубку, чтоб поддержать хорошее суждение 🙂  

Однако, русских чукчи тоже ругали. Например, как ни удивительно упрекали за отсутствие школы в поселке и говорили: «американцы на острове Лаврентия учат эскимосских детей. Почему вы не учите наших?» Хотя, как пишет Богораз, при всем желании все-таки в то время устроить русскую школу на северо-восточном берегу было невозможно.   

Девочка и глобус

Девочка и глобус

Группа мальчишек.

Группа мальчишек.

В общем, поводов для возможных недовольств давали как русские, так и американцы. А иногда ругали вообще всех белых, независимо от их национальности. Например, чукчи в принципе возражали против того, чтобы по соседству с их поселками было устроено какое-нибудь поселение белых. «Белые будут топить печь, дым будет наносить на морского зверя, и зверь уйдет«.

Добавить комментарий

http://sevprostor.ru/